Оригинал.
16.10.2017
Трагедия, разыгравшаяся 1 октября в Лас-Вегасе, числится среди самых печальных, масштабных, но и загадочных происшествий не только года, а и нового века. При том, что крутится всё вокруг одной-единственной личности, Стивена Пэддока 64 лет, очень многие вопросы остаются без ответа — и вопрос мотива прежде всего.
Спросить самого виновника теперь уже не получится. И СМИ, пользуясь этим, рисуют его страдавшим от игровой зависимости алкоголиком, просаживавшим накопленные миллионы в казино и свихнувшимся от слишком большого проигрыша. Но парадоксальным образом именно детали его «профессиональной деятельности» — а Пэддок действительно был игроком! — всплывшие в последние дни, заставляют взглянуть на случившееся под новым углом.
Из того, что известно наверняка, складывается такой портрет. Стивен Пэддок родился и вырос в США, и прожил жизнь незаметно, добропорядочным гражданином. Кстати, не в пример отцу. Рассказывают, отец числился среди самых разыскиваемых ФБР преступников чуть ли не дольше всех за историю этой организации: крал автомобили, грабил банки, промышлял рэкетом, сбежал из тюрьмы...
Но Стивен рос без отца. Дважды разведён, но в хороших отношениях с бывшими. Опрятный, щедрый, вежливый с незнакомыми, хоть в последние годы и любил «поддать»: те, кто пересекался с ним вне игровых залов, неизменно вспоминают исходивший от него запах ликёра. Любил оружие и имел приличную коллекцию, но в Америке на это смотрят проще.
Зарабатывал по-разному. Начинал с доставки почты, потом работал налоговым инспектором, а состояние сделал на инвестициях в недвижимость — и, продав бизнес семь лет назад, остался вполне богатым человеком: его «оценивают» примерно в 2 миллиона долларов на тот момент. И вот, «выйдя на пенсию», Пэддок решил посвятить себя увлечению всей своей жизни: игровым автоматам!
Но не абы каким. Любимой игрой Стивена Пэддока на протяжении как минимум четверти века был видеопокер. Для журналистов этого достаточно, чтобы поставить диагноз и вынести приговор. Однако в данном случае, прежде чем судить, совершенно необходимо сделать экскурс в техническую часть вопроса.
Покер и видеопокер — две совершенно разных игры. Покер — это карточная игра для нескольких человек, в которой игроки противостоят друг другу и где случайность в значительной степени разбавлена возможностью блефа, что подмешивает психологию, человеческий фактор. Математика, теория вероятностей, в покере пасуют, отчего написать программу, которая играла бы лучше человека, пока удалось лишь для упрощённых его вариантов.
Видеопокер — совсем другая история. Это игра для одного, где игроку противостоит игровой автомат, а попросту — компьютер (не случайно видеопокер ровесник персоналки: он появился в игровых залах сразу вслед за изобретением ПК). Каждый кон машина тасует новую колоду из 52 карт и сдаёт пять игроку. Тот вправе поменять несколько карт на выбранные наугад. А задача игрока — собрать одну из нескольких комбинаций, получив пропорциональный её редкости выигрыш.
Таким образом в видеопокере всё просчитывается и, конечно, просчитано. Как и любая игра, в которой правит бал чистая случайность, а потому математика, — рулетка, некоторые виды карточных игр (вроде знаменитого «21»), биржевые спекуляции — в видеопокере возможно наперёд просчитать все вероятные исходы и сформулировать оптимальную стратегию, то есть набор правил, определяющих, как игроку следует вести себя, получив те или иные карты.
От игрока поэтому требуются две вещи. Во-первых, иметь отличную память и быстро соображать, чтобы удержать правила в голове и действовать в соответствии с ними максимально быстро. Во-вторых, строжайшая самодисциплина, потому что человеческий фактор здесь играет на руку оппоненту, то есть машине: любое отступление от оптимальной стратегии приведёт к перекосу баланса вероятностей в пользу казино.
Как и в большинстве других игр, где игровой процесс сводится к подсчёту вероятностей, в видеопокере многое, на первый взгляд, противоречит здравому смыслу. Так математическое ожидание выигрыша, а попросту, шанс игрока остаться в выигрыше после продолжительной игры, практически равно 1, а иногда её и превышает. И причиной тому не столько контроль государства над игровыми заведениями (который в Штатах, конечно, намного жёстче и эффективней, чем у нас; будьте осторожны и помните, что в России, по состоянию на 2017-й год, игорный бизнес разрешён лишь в четырёх специально организованных зонах), сколько интерес самих казино.
В видеопокере принято исчислять шансы игрока в процентах: к примеру, играя против автомата с характеристикой 99,7%, игрок в среднем вернёт с поставленных 100 долларов 99 долларов и 70 центов. Это вполне обычное число для видеопокера, но на больших ставках оно может достигать и 100,8%. Заинтересованы в этом сами казино. Да, они могут сделать автомат в среднем проигрышным, но тогда, как показывает опыт, игроки проведут меньше времени в игровом зале. А значит меньше потратят на выпивку и еду, отель, прочие услуги. Плюс сильна конкуренция между игровыми заведениями. Вот почему в таком крупном игровом центре как Лас-Вегас, видеопокер в среднем выигрышный, либо колеблется около безубытка.
Другая парадоксальная деталь: вероятность выигрыша, измеряемая в десятых долях процента. Обыватель воскликнет: мелочь! Но для профессионального игрока эти десятые доли и есть хлеб, которым он живёт. Легко подсчитать, что играя несколько партий в минуту на протяжении 14 часов в день 365 дней в году, при ставке, грубо, в сто долларов, как именно и играл Пэддок, годовой доход может измеряться в миллионах. Это, конечно, самый благоприятный сценарий, и не исключены и сценарии проигрышные (затяжная полоса неудач, то есть проигрышных комбинаций). Но налоговые отчёты Пэддока показывают, что ему в общем везло: в удачный год он делал несколько миллионов.
Наконец, ещё один парадокс связан с профессиональным отношением к деньгам. Как-то раз, судясь с казино за разлитое кофе, на котором он поскользнулся, Пэддок заметил, что за ночь ставит больше миллиона и что это «небольшие деньги». СМИ теперь смакуют эти его слова: вот, мол, посмотрите на выродка, для которого и миллион не деньги! Но журналисты смотрят глазами обывателей, тогда как Пэддок относился к деньгам как игрок-профессионал.
Он никогда не кидал на игровой стол «котлету» с криком «Ставлю миллион!». Сомневаюсь, что в его карманах вообще когда-нибудь было фишек больше, чем на десятки тысяч. Миллион, о котором он говорил, есть не что иное, как сумма поставленного за ночь, он складывается из ставок по сотне долларов или около того.
Почему не поставить всё сразу? Игрок не в силах ничего предсказать стопроцентно, будущее скрыто от него в вероятностном тумане. Единственное, что в его власти: размер проигрышей. Вот почему необходимо ограничить ставку таким образом, чтобы сумма, которую можно потерять за раз, не превышала некоторой разумной величины. Эффективней всего определить оптимальную (т.е. ведущую к богатству кратчайшим путём) ставку с помощью так называемого критерия Келли: об этом увлекательно писал, например, математик Эдвард Торп, тот самый, что «взломал» «Двадцать одно». Но чаще «прикидывают на глаз». Для игроков на бирже это, грубо, один процент от капитала. Для Пэддока же ставка составляла десятитысячные доли процента от тех денег, которые он имел: отличное соотношение! Зная, что матожидание выигрыша положительно и ограничив риск такой величиной, играть можно и нужно!
Что Пэддок и делал. В казино он был профессионалом: в точности знал, в какую игру играет, знал оптимальную стратегию игры, строго ограничивал риск и играл помногу, каждую ночь, круглый год. И если вне игрового зала и «употреблял», то никогда — играя: как он сам это описывал, «выпивка и удача несовместимы». Наконец, играя много, он пользовался всеми бонусами, предоставляемыми казино активным игрокам: жил в бесплатных номерах, питался за счёт заведения, ездил на оплаченных лимузинах. Он любил такую жизнь и знал, как её удержать.
Не слишком похоже на нарисованный журналистами образ алкоголика с игровой зависимостью, правда? Но в том-то и дело. Популярная версия рушится. А что остаётся? Полагаю, догадок будет ещё много, но лично я склоняюсь к версии о побочных эффектах антидепрессантов.
Не секрет, что американцы любят глушить нежелательные состояния психики химией. И Стивен Пэддок в последний год тоже периодически что-то такое принимал. Знакомый врач, от беспокойства, прописал ему диазепам, более известный как Валиум. Который категорически нельзя мешать с алкоголем и у которого в списке побочных эффектов нарушения сна, раздражительность, агрессивность. Чем кончилось, знаете сами...
игра,видеопокер,Стивен_Пэддок,активный_стрелок,покер,стратегия,оружие,Валиум,антидепрессант