Оригинал материала находится по адресу www.computerra.ru/140261/pixelize-it/
17.02.2016

(NSFW) Японское порно и великая роль пиксельной цензуры

В ограничениях, с которыми мы сталкиваемся в технике, поистине есть какое-то волшебное иррациональное зерно. Не стану утверждать, что это закон природы, но, повидав и рассказав сотни историй успеха, лично я убеждён, что искусственно введённое или естественно появившееся ограничение не только не ухудшает продукт/проект, а наоборот, делает его лучше. Instagram? Странный квадратный формат, отсутствие зума. Snapchat? Лимит по времени просмотра. Twitter? «Проклятые» 140 знаков. И так далее и так далее, вплоть до восьмибитной античности.

Чем это объяснить? Мне представляется вероятной следующая картина. Внутри нас есть некий соревновательный механизм, доставшийся от пещерных пращуров, который требует преодолевать увиденное препятствие ради простого осознания и признания другими, что ты можешь его преодолеть («Акелла не промахнулся!»). И даже если препятствие глупое — буквально, кирпичная стена, которую два шага в сторону и обойдёшь — Человек разумный найдёт смысл и удовольствие в том, чтобы отточить искусство её преодоления! А фантазия, творческая энергия, загнанная в узкое горлышко ограничительной воронки, начинает бить с умноженной скоростью.

Так рождаются удивительные феномены, над одним из которых я и предлагаю вам поразмыслить сегодня. Это феномен японской, простите, порнографии — один из ярчайших примеров того, на что способны разумно поддерживаемые ограничения.

Япония и порно связаны очень давно. Легенда гласит, что вплоть до допуска в Страну восходящего солнца западного человека, то есть до второй половины XIX века, порнография не считалась там чем-то незаконным или непристойным. Обнажёнка во всех её формах и проявлениях была частью культуры, традиций: азиаты! И только реформы с целью осовременить страну, привести её в соответствие с американскими и британскими нормами, сделали из порно табу. Поражение во Второй мировой стало кульминацией этого процесса: Японии, по сути, никогда не бывшей пуританской, навязали чрезмерно строгие ограничения на изображение обнажённой натуры — и вплоть до конца XX века (!) изображение даже, простите, лобковых волос было преступлением.

Такова точка зрения со стороны. Сами японцы рисуют немного иную картину. Ограничения действительно были навязаны и в значительной степени остаются в силе по сей день, но законы, их регулирующие, допускают, скажем так, вольность трактовки. К примеру, если я правильно понимаю, несмотря на давление мировой общественности, здесь так и не удалось запретить хранение детской порнографии, и даже её производство получилось ограничить лишь в некоторой степени. Японцы постоянно испытывают границу «аморальности» на прочность — и если за поступком не следует наказания, считают, что очередное ограничение снято. В частности, именно так, «методом проб и посадок», было выяснено, что власть и в конечном счёте общество более не против тех самых волос. Но вот что остаётся неизменным, так это требование прикрывать детородные органы актёров и персонажей. В стране до сих пор незаконно распространение материалов с изображением обнажённой натуры, где были бы видны мужские или женские половые органы. Отсюда знакомое всем пикселизированное пятно на «интересных» местах.

Нельзя сказать, чтобы все были этим недовольны. Среди японцев немало таких, которые гордятся этой «печатью чести», утверждая, что она побуждает зрителя фантазировать, а режиссёров ставить декорации и заботиться о сюжете. Но больше всё-таки тех, кто предпочёл бы порнопродукцию без «квадратиков». И говорить об этом с уверенностью позволяет вот какой факт: минимум раз за год полиция ловит очередного торговца, сидящего на — буквально! — тоннах нецензурированных порнографических DVD, рассылаемых, естественно, соотечественникам. Последний такой инцидент произошёл буквально на днях: взятый в Осаке некий Хироши С. продавал ежегодно чуть меньше миллиона компактов, и выручка, конечно, тоже выражалась семизначным числом. Но одних сажают, появляются другие — потому что спрос не иссякает.

Продавать японцам лишённый пиксельной цензуры контент (такой есть, потому что его отправляют на экспорт) — самое прямое и, можно сказать, банальное решение задачи. Но признаюсь, лично я был поражён, когда узнал, что только этим дело не ограничивается. Вместе с партиями компактов у тех же торговцев часто изымают оригинального вида электронные устройства, предназначенные для… ну, вы догадались, для снятия пикселизации с картинки на экране ТВ.

Тут стоит остановиться и уточнить, что чудес не бывает: пикселизация теряет часть информации безвозвратно. Никто из исследователей, когда-либо бившихся над задачей устранения квадратиков, не придумал ничего лучшего, чем векторизацию — то есть превращение цепочки пикселов в масштабируемые сплайны. Соответствующие алгоритмы есть, например, в графических редакторах, а отличились на этом поприще ребята из Microsoft Research, не так давно опубликовавшие посвящённую депикселизации научную работу — но даже у них результат выглядит, скажем так, мультяшно.

Они, правда, задавались целью всего лишь реанимировать старые компьютерные игры (со спрайтовой графикой) — и для игр их метод работает сносно, но вот для видео приемлемо качественных способов устранения пикселизированного пятна так и не придумано. Вышеупомянутые электронные устройства эксплуатируют тривиальный алгоритм усреднения по соседним точкам, то есть всего лишь делают картинку чуть менее размытой. Тем удивительней, что продают их очень недёшево: сотни долларов за штуку! Кроме того, они требуют «ручного наведения»: пользователь с помощью джойстика должен удерживать курсор на месте, с которого будет снята цензура. Как со смехом отмечают очевидцы, одной рукой пользоваться неудобно.

Но смех смехом, а давайте вернёмся к тому, с чего начинали. Что такое это пикселизированное пятно в эпоху гигабитного домашнего интернета, неконтролируемого файлообмена и стойкой криптографии? Да та самая глупая стена, легко обходимая слева и справа! Поразительно, правда, сколько сил, денег и времени тратят японцы на её преодоление?! Но ещё круче то, что Япония является одним из крупнейших национальных порнографических рынков. По выручке порноиндустрии и объёмам производимого контента она входит в пятёрку или тройку ведущих государств, а по ассортименту абсолютно превосходит любую другую нацию!

Что тому причиной? Извращённость японцев? Традиции? Высокий уровень жизни? Может быть. Но я совершенно убеждён, что ограничения, навязанные когда-то иностранцами, сыграли здесь главную роль. Пока ограничения есть, тема остаётся для публики интересной. Люди тратят деньги, люди интуитивно ищут те «сорта» продукта, в которых пиксели доставляли бы им меньше неудобств (если не годится чистое видео, может быть сгодится хентай? И т.п.).

Поэтому Япония упрямо держится за пиксельную цензуру. Все понимают, что как только её уберут, легендарной японской порноиндустрии придёт конец: ослабнет интерес, уменьшатся продажи, пойдёт на спад производство — и так по спирали вниз, пока не сравняется японская порнография с какой-нибудь российской, где всё разрешено. И которую, право слово, смотреть без слёз невозможно…

P.S. В статье использованы иллюстрации XKCD.ru, Kotaku.com.

P.P.S. NSFW — англ. Not Suitable For Work, не подходит для просмотра на рабочем месте.


NSFW,порнография,8_бит,цензура,Япония,искусство,история_успеха,творчество,традиция,цифра,закон




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены