Оригинал.
19.01.2018
Пора признать, год начался с неприятных подарков — и один из самых-самых преподнесла nVidia. Компания, контролирующая половину рынка компьютерной графики и фактический монополист в некоторых сегментах рынка GPU-вычислений, без предупреждения и объявлений внесла существенные изменения в лицензию на драйверы для ряда своих видеокарт. Вокруг чего и разгорелась ожесточённая дискуссия, продолжающаяся сейчас: уж очень многих своих покупателей nVidia не просто обидела, а ущемила в правах...
С точки зрения рядового пользователя, перемена ничтожная. Вот, откройте текст лицензии (также иногда называемой пользовательским соглашением или EULA) для продуктов GeForce и Titan. В пункте 2.1.3 «Ограничения» (здесь и далее перевод мой — Е.З.) читаем: «Запрещено использование в дата-центрах. Это программное обеспечение не лицензировано для использования в дата-центрах, за исключением тех, что занимаются обработкой блокчейна».
Будто бы ничего особенного, но в этих двух строчках спрятан дьявольский смысл — и если только на вашем компьютере больше одной видеокарты и используются они не только для игр, вы, конечно, этот смысл тоже уловили. Ну, а скандал разрастается так медленно, потому что рекламировать внесённые изменения nVidia, естественно, не желает. Просто втихую начала комплектовать свежие драйвера исправленной лицензией.
Тут стоит сделать отступление и вспомнить, что видеокарты давно используются не только для игр и даже в основном не только для игр. Массивно-параллельная архитектура современных GPU благоприятствует применению их для серьёзных расчётов. Десять лет назад королём на рынке GPU-вычислений была AMD — система команд графических процессоров которой была более удобной для программирования серьёзной математики. Продукция nVidia в ту пору годилась лишь для игрушек. Но с тех пор она сумела сделать рывок и к настоящему моменту баланс сил изменился: именно GPU nVidia сегодня наиболее выгодны с точки зрения стоимости терафлопса, почему их и применяют нынче везде, от майнинга криптовалют до машинного обучения и симуляций.
Не в последнюю очередь благодаря собственному инструментарию CUDA, карты nVidia теперь удобней для обсчёта/программирования научных задач, в частности, всё того же машинного обучения. При этом многие пользователи предпочитают не ориентированные на работу в режиме 24/7 дорогие высокопроизводительные линейки GPU Tesla и Quadro, а менее точные, менее быстрые, зато и вдесятеро более дешёвые GeForce и Titan — именно в драйверах которых и появился злосчастный новый пункт!
Пункт 2.1.3 — это настоящая мина, подложенная не только под рынок GPU-вычислений, но и под весь рынок информационных технологий, каким мы его знаем. Почему?
Во-первых, nVidia очень хитро сыграла словами. Компания нигде не расшифровывает, что же именно она понимает под термином «дата-центр». От прямых вопросов её представители либо уклоняются, либо отвечают ничуть не более понятным (цитирую) «...существует множество различных типов дата-центров». Так что теоретически, даже кластер из двух компьютеров, используемый для обсчёта чего-то научного, то есть некоммерческого, может быть признан дата-центром — со всеми вытекающими. Что уж говорить о корпоративных «облаках»!
Во-вторых, столь радикальное изменение условий пользования уже проданными продуктами — беспрецедентно, по крайней мере для крупного ИТ-производителя. Правильным было бы комплектовать новой лицензией только новые карты, одновременно с началом их продаж. Сейчас же получилось, что миллионы покупателей, давно купивших и использующих видеокарты nVidia в том числе и для расчётов, оказались нарушителями! Поправьте меня, но история ИТ не помнит подобного. Ближайшим примером может служить лишь запрет на использование Java в критически важной инфраструктуре — требование, которое в начальный период было прописано в её лицензии, но позже отменено. С картами же nVidia всё наоборот: производитель ужесточил условия пользования ими постфактум!
Что теперь? Если вы используете продукты GeForce или Titan в дата-центре, то обязаны удалить официальные драйверы. Сами видеокарты, конечно, у вас никто не отберёт: вы таки их купили и они вам принадлежат. Но вот драйверы, в соответствии с требованием лицензии, удалить придётся. А без них использовать ключевые функции видеокарт невозможно. nVidia, в отличие от своего главного конкурента (AMD ориентируется на модель open source, в разумных пределах, конечно), внутренности своих графических чипов держит под замком, в строжайшем секрете. Попытки восстановить их методом обратного инжиниринга ведутся (вспомните проект свободного драйвера Nouveau: «Новое прекрасно!» и «Линукс, Линус и бизнес-эгоизм»), но успехи так себе.
Поэтому отныне пользователям GeForce и Titan предоставлен выбор: либо раскошелиться на более дорогие модели видеокарт, либо нарушить лицензию — и вечно жить со страхом, что факт вскроется и наступят последствия. Можно, конечно, перестать обновлять драйвера, навсегда оставшись с устаревшей (но всё ещё допускающей использование в дата-центре) версией — но это чревато «дырами», несовместимостью с прочим софтом, отказом от новых функций и пр.
Нарушить же EULA на драйверы для GeForce/Titan — это то же самое, что пользоваться пиратской копией какой-либо программы. Конечно, бояться, что представители nVidia в сопровождении полиции нагрянут в университет для уничтожения «пиратского» научного кластера, глупо. Но вот тем, кто решает на таком «железе» (т.е. в дата-центре с GeForce/Titan) задачи, преследующие денежную выгоду — рендерит фильм или игры, разрабатывает любые коммерческие продукты, сдаёт в аренду — бояться есть чего. Теперь такие пользователи — нарушители, пираты. С соответствующей перспективой: штраф, арест имущества, отзыв продуктов...
Понять nVidia можно (ну или хотя бы попытаться). Вероятно, она действительно не задумывала дешёвые модели своих видеокарт на эксплуатацию в тяжёлых условиях круглосуточных GPU-вычислений — и теперь не желает прослыть производителем ненадёжной продукции, если вдруг GeForce и Titan начнут выходить из строя. Возможно также, что она пытается заработать больше на крупных своих покупателях, навязывая им более дорогие модели видеокарт. В этой плоскости nVidia вроде бы чиста, законов будто бы не нарушает.
Но всё меняется, если посмотреть на происходящее вот под каким углом: производитель неожиданно и значительно изменил условия пользования уже продающимися аппаратными продуктами. Ведь поскольку полнофункциональных альтернативных драйверов для GeForce и Titan не существует (да и не может существовать, ибо внутренности GPU nVidia не документированы и даже содержат специальные механизмы, препятствующие реверс-инжинирингу), то изменение условий пользования драйвером фактически равноценно изменению условий пользования собственно «железом».
В этом смысле случившееся вписывается в более крупный конфликт, разгоревшийся за последние годы вокруг права покупателя сложной техники на эксперименты с нею (см. «Не влезай, убьёт!» и «Праву на ремонт — быть!»). Грубо говоря, приобретя автомобиль, имеет ли покупатель право самостоятельно установить на бортовой компьютер неофициальный софт? Но одно дело автомобили или (тем более) комбайны, совсем другое — такой массовый и дешёвый продукт, как GPU. Позволив nVidia изменить свою лицензию мы тем самым, образно выражаясь, подписываемся под приговором самим себе. Вне всякого сомнения и другие вендоры, увидев, как легко сошло с рук nVidia изменение условий на её аппаратные продукты, последуют её примеру — и мы приблизимся к той апокалиптической модели ИТ-рынка, на которой не только софтом, но и купленным «железом» покупатель, увы, уже не владеет.
К счастью, решения совета директоров nVidia — это ещё не истина в последней инстанции. В США и Евросоюзе наверняка последуют судебные иски, в том числе коллективные. Последуют несмотря даже на то, что представитель компании таки признал, что «учёным беспокоиться не о чем», новая лицензия якобы направлена не против них. И может быть для nVidia окажется дешевле отменить запрет на «дата-центры», по крайней мере для уже проданных видеокарт.
Но я рискну предложить поучаствовать и нам. Скажем, звонить и писать в nVidia гневные письма, требовать объяснений. Обратиться в Общество защиты прав потребителей, Роспотребнадзор, ФАС.
Иначе — чего ждать дальше?
nVidia,GPU,машинное_обучение,право,EULA,лицензия,железо,копирайт,дата-центр,CUDA,OpenCL,GeForce,видеокарта,AMD,Radeon