Оригинал материала находится по адресу www.computerra.ru/92203/bye-bye-ms/
21.01.2014
Когда сравниваешь тёплое с мягким, всегда можно отыскать плоскость, в которой такое сравнение окажется полезным. Вот вчера речь шла о совершенно разных категориях цифрового железа — «умных» вещах против персоналок, — однако численное доминирование первых может обернуться конкретным, жизненным следствием для вторых: умные бытовые устройства способны задушить компьютерные коммуникации (см. «Интернет плохих вещей»).
Классический же случай такого «неправильного» сравнения — это компьютеры против мобильных устройств: планшеток и смартфонов. Формально — совершенно разные продукты, для разного предназначенные, по-разному используемые. Но что если такой ситуация представляется нам потому, что смотрим мы на неё сквозь тридцатилетний опыт жизни в условиях доминирования одной корпорации и одной операционной системы? Тогда как компьютерный мир на самом деле уже изменился — и нужно только найти смелость это признать.
Формальным поводом для этого разговора стали две статистических подборки, от Gartner и Asymco, опубликованные в первых числах нового года. Картина, которую они рисуют, отчасти вам уже знакома. Так, последний квартал 2013-го принёс очередное падение продаж персональных компьютеров (точнее, поставок: минус 7% к тому же периоду годом ранее) и завершил ещё один отрицательный для персоналки год (минус 10% к 2012-му, всего 316 млн штук). Спад интереса коснулся даже Apple, которой, при продажах примерно в 16 млн персоналок в год, не хватает совсем чуть-чуть, чтобы войти в пятёрку крупнейших ПК-вендоров планеты. Однако если посмотреть на соотношение успехов Apple и противостоящих ей PC-вендоров в исторической перспективе, то ситуация предстанет в ином свете.
Оказывается, «яблочники» теперь продают лишь в 18,8 раза меньше персоналок, чем весь лагерь MS Windows. И за её новейшую историю это абсолютный рекорд — к тому же вплотную приблизившийся к показателям 80-х годов. Ещё более впечатляющим результат окажется, если включить в рассмотрение мобильные устройства. Тут уже впору говорить не о соотношении, а о паритете: за год Apple продаёт теперь 260 млн устройств под управлением OS X и iOS, и если ничего не случится, то уже в 2014-м достигнет равенства.
Самое время напомнить автору о недопустимости сравнения тёплого с мягким (iPod, iPhone, iPad — не чета Windows PC!), но не спешите. Добавьте лучше к 300 млн персоналок под Windows, проданных за 2013-й год, примерно 40 млн Windows Phone и Xbox — и… получите ту же самую картину: паритет неминуем! Если угодно, мы наблюдаем здесь в чистом виде результат пятнадцати лет противостояния двух компаний, двух цифровых платформ. Одна выдала минимум три инновационных продукта, смежных или пересекающихся с компьютерами (уже упомянутые плеер-телефон-планшетку, но если вы лично расположены к Apple, можете включить сюда ещё и ультрабук, например), вторая не только не выдала почти ничего новаторского своего, но, даже идя по стопам противника, добилась лишь очень скромных успехов.
Давайте не будем здесь обсуждать, почему Microsoft так слабо прошла эти пятнадцать лет — по причине ли бездарного руководства, которое не желало видеть дальше собственного носа, или из-за того, что вечная история о «талантливых рядовых майкрософтовцах, которым не дают себя раскрыть», — всего лишь миф. Поговорим о другом: какое практическое значение имеет паритет цифровых платформ Apple и Microsoft?
Первое — несомненный сдвиг в мозгах, в массовом сознании. «Компьютер» скоро перестанет ассоциироваться с «Windows», «интернет» — с «Internet Explorer». Скоро, если уже не перестали! Как беспристрастно свидетельствует та же Gartner (да вы знали и без неё), в развивающихся странах первое «осетенённое» устройство в руках обывателя сегодня — это смартфон, а первое «вычислительное» — планшетка. Поскольку доля Windows в мобильных решениях исчезающе мала, вероятнее всего, знакомство с цифровыми технологиями начинается не с неё.
Отсюда — право предположить, что спрос на персональные компьютеры в классической форме в этих регионах будет расти сравнительно вяло. Вычислительные, коммуникационные и развлекательные потребности удовлетворены, кто захочет тратить деньги и время на приобретение более сложного, незнакомого, функционально нового устройства?
Отсюда — неизбежная реакция производителей. В минувшие праздники редкие пока гибридные ПК — помесь планшетки и ноутбука — продавались неплохо. Значит, в наступившем году страдающая от безденежья PC-индустрия точно разыграет эту карту. Значит, к концу года повод делить компьютерный рынок на планшетки и персоналки может исчезнуть: они попросту сольются!
А это приводит нас ещё к одному участнику цифрового передела. В этой картине, конечно, есть третий игрок — и он взобрался на недосягаемую высоту и взирает оттуда с презрением на путающуюся под ногами мелочь. Это ОС Android — с миллиардом проданных устройств за прошедший год, с самой большой (уже!) базой используемых устройств под её управлением, стремительно увеличивающая отрыв от конкурентов. И Android, в отличие от несовместимых мобильных и стационарных операционок Apple и Microsoft, одна для всего спектра цифровых устройств, от телефонов до десктопов. Для неё глупого деления на «планшетки и персоналки» уже не существует.
А теперь сядьте удобней, возьмитесь за ручки кресла или сожмите плюшевого мишку… В общем, сделайте то, что помогает вам бороться со страхом, — и признайтесь: эпоха MS-DOS/Windows кончилась, Microsoft проиграла. Треть века абсолютного доминирования на компьютерном рынке позади, из лидера и монополиста софтверный гигант превратился всего лишь в «ещё одного» игрока, примерно третьего, если судить по фактическим успехам. И поколебать устои соперников теперь будет не просто сложно — нереально! Ведь рынок разросся невероятно, и если когда-то компьютерная тусовка была мала и её можно было убедить, принудить или обмануть, то сегодня пользователям миллиардов мобильных устройств нет никакого дела до компьютерных авторитетов. Выбирая продукт по душе, они руководствуются другими соображениями (пусть не всегда логичными).
MS Windows более не самый крупный цифровой рынок. Планируете успешный программный продукт? Ориентируйте его не на Windows или не только на неё, и прежде всего на мобильные устройства. Это, в свою очередь, означает, что отставание Windows будет усиливаться. И что судьбоносных технологических инициатив отныне следует ожидать не от Microsoft — хоть она и ведёт себя по старой привычке как хозяин (и кое-кто её ещё слушает).
Дни Microsoft, вероятно, сочтены. В корабле, с палубы которого она правила компьютерными морями, зияют дыры, пробитые более шустрыми конкурентами. А шлюпок всего две. Первая — это мобильные устройства, но чтобы снова сделать своего хозяина лидером, мобильная Windows должна набирать позиции значительно быстрее, чем она делает это сейчас. Другая — Office. Убойное приложение иногда действительно выводило компьютерную платформу в топ: вспомните хоть историю становления Apple, которая почти всем обязана банальной электронной таблице (первой в своём роде — VisiCalc, ставшей, по выражению её создателя, «хвостом, крутившим компьютерной собакой»). Но уроки истории опасны именно ожиданием их точного повторения. А совсем не факт, что Office сможет спасти Microsoft: уж чего-чего, а офисных пакетов нынче полно, даже на Android.
P.S. В качестве продолжения: «Меньше, да лучше: «фотошопы» и «офисы» обречены, будущее за мобильными приложениями!»
В статье использованы иллюстрации Marcos Fuentes, Ze_bear, Cory M. Grenier.
Microsoft,кризис_PC,Windows,Apple,Android