Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/4704
24.10.2011

Стив Джобс глазами биографа: таким он был на самом деле

Сегодня выходит книга Уолтера Исааксона «Стив Джобс» — первая официальная биография сооснователя Apple. Но западная пресса стоит на ушах все выходные: несколько экземпляров, доставшиеся журналистам заблаговременно, в очередной раз сделали ушедшего CEO самой популярной личностью Сети. Иначе и быть не могло, ведь книга даёт взглянуть на мир глазами Джобса: Исааксон был дружен со своим подопечным, провёл четыре десятка продолжительных интервью (последнее взято за несколько недель до смерти), и получил «добро» на полную свободу в жизнеописании. И вот они перед нами, шесть сотен страниц чистой истории.

Стив был эксцентричным человеком, но не приветствовал попыток проникновения в личную жизнь (см. «Прощай, Стив!»). Стоит ли удивляться, что труд Исааксона уже сейчас, считая только по количеству предзаказов, фигурирует в списках бестселлеров? Большая часть 56-летней истории Джобса прошла на глазах у всех — и мы немало знаем о нём с его собственных слов и поступков, а также из воспоминаний многочисленных коллег и знакомых: как строил компании, как увольнял сотрудников в лифте, сидел на фруктовой диете и т.д. и т.п. Теперь, хотите вы того или нет, этот образ дополнится массой новых деталей. Отчасти пикантных, мелких и, в общем, отнюдь не обязательных к раскрытию: так, без Apple, Джобс, вероятно, стал бы поэтом в Париже. Отчасти потрясающе контрастных: он считал Google величайшим вором в истории. Отчасти разочаровывающих: получив — ещё не смертельный! — диагноз, Стив долгие девять месяцев провёл в плену шарлатанов.

В том, что касается отношения к жизни, Джобс, пером Исааксона, предстаёт положительным персонажем и скептиком, подвергавшим сомнению всё и вся, на всё имевшим собственное мнение и считавшим, что стандартные правила на него не распространяются. В 13 лет увидев на обложке журнала фото голодающих детей, он спросил своего пастора, знает ли об этом бог — и больше никогда не появлялся в церкви. В 19, планируя духовное путешествие в Индию, вынудил Atari нанять себя технарём, заявившись в офис компании и уведомив, что не покинет его, пока не будет принят на работу.

Великие поступки и вещи он считал важнее денег, до последних дней настаивал, что приём LCD в молодости помог обострить его чувство прекрасного, и не переваривал людей, которые ставили финансовое благополучие на первое место (к ним он отнёс всех тех, кто руководил Apple до его возвращения).

Книга Исааксона содержит и массу забавных случаев из жизни легендарного CEO. Так, он советовал Биллу Клинтону рассказать правду о случившемся в Овальном кабинете. А приглашая на обед скандального медиамагната Руперта Мердока (на фото) прятал от своей супруги, разделявшей радикальные настроения, кухонные ножи.

Джобс пообещал, что богатство его не испортит, и сдержал слово. Как свидетельствует единственный биограф, Стив отнюдь не злорадствовал, когда HP объявила о решении закрыть свои мобильные проекты (см. «В самый-самый последний раз»). Напротив, он расстраивался, считая, что хорошую компанию оставили в наследство неправильным людям. И надеялся, что сделал достаточно, чтобы предотвратить аналогичный исход для Apple после себя.

Сегодняшний коллектив — результат многолетнего тщательного отбора, проведённого при самом активном участии Джобса: идёт ли речь о легендарном Джонатане Айве, вице-президенте отдела промышленного дизайна, которого Стив считал своим духовным партнёром и которому предоставил почти полную свободу действий, или Тимоти Куке, которого он лично выкрал у Compaq.

В последние годы жизни неожиданно большое внимание Джобс уделял Android. Называя (в частных разговорах) эту платформу «великой кражей», он обещал, если понадобится, потратить каждый цент из имеющихся у компании 40 млрд. долларов на «термоядерную войну» с её создателями. В отличие от Microsoft, которая благополучно наживается, заставляя Android-вендоров платить дань за якобы нарушенные патенты (см. «Эволюция мобильных ОС»), Apple под руководством Стива Джобса добивалась не отступных, а отступления: общаясь как-то за чашкой кофе с Эриком Шмидтом (покинувшим совет директоров Apple вскоре после запуска Android), Стив прямо заявил, что желает только одного — чтобы Google прекратила использовать чужие идеи. В этом свете интересен такой факт: когда iPhone ещё находился на стапелях, Джобс считал пользовательские приложения не больше чем забавой — и согласился признать за ними потенциал только под давлением коллег.

Подобные мелочи составляют разительный контраст с имиджем Apple и лично Джобса, представляющихся «запрограммированными» на успех, всегда и всё знающими наперёд. Таким же Стив был и в личной жизни. До брака с Лаурин Пауэлл (они поженились в 1991), он сделал предложение и получил отказ женщины, которая считала, что Стив сумасшедший сам и «сведёт её с ума тоже». При этом, хоть Джобс и был признанным трудоголиком (теперь известно, что последние правки в проект будущего iPhone 5 он вносил за день до кончины), дети, семья неизменно присутствовали в числе тем, обсуждавшихся с великими людьми, которых он запланировал повидать до своей смерти. Последним из них стал Билл Гейтс.

Уже после кончины Джобса, на YouTube прогремело это забавное видео: годовалый ребёнок, знакомый с тач-скрином iPad, добивается аналогичной интерактивности от простого журнала. Сенсорный интерфейс изобрела не Apple, не Джобс, но под его руководством компании удавалось упростить даже известные вещи до минимума, понятного ребёнку. Сам Стив иногда описывал свою работу как «умение сказать тысячу нет».

Отношение Стива Джобса к собственной болезни — очень возможно, сыгравшее роковую роль в его судьбе — есть, пожалуй, самое поразительное открытие Исааксона. От личности такого масштаба ожидаешь как минимум смелых, логичных поступков. Вспомните Нормана Шварцкопфа (американский генерал, руководил первыми операциями США против Ирака): получив диагноз «рак простаты», он со словами «надо — значит надо» лёг под нож. Джобс получил свой диагноз в 2003 и, к ужасу семьи и друзей (среди них Эндрю Гроув, бывший глава Intel, излечившийся от рака), девять месяцев тянул с лечением.

Традиционной медицине он предпочёл полный набор альтернативных методов, начиная с пресловутой фруктовой диеты, трав и акупунктуры до граничащих с шарлатанством клизм и консультаций с медиумом. Исааксон считает, что Джобс верил в магическую силу мысли: вроде как, если очень чего-то хочешь, то обязательно сможешь.

Увы, против злокачественной опухоли поджелудочной железы альтернативная медицина оказалась бессильна. Сейчас трудно судить, какую роль сыграла девятимесячная задержка, но эксперты говорят, что это был большой срок даже для медленнорастущей опухоли, какая была найдена у Джобса. Дав согласие на лечение, Стив выжал из себя и докторов всё, на что они были способны. Он оплатил секвенсирование собственной ДНК и ДНК своих злокачественных клеток (это позволило более точно назначать лекарственные препараты), прошёл через все предложенные курсы терапии. Доктора говорили, что скоро, благодаря методам, которыми его лечат, рак лишится своего смертельного статуса. Когда стало очевидно, что битва проиграна, Стив печально констатировал: вероятно, он стал не первым из выживших, а одним из последним погибших. Кстати, к существованию высших сил, бога, Джобс относился всё с тем же неизменным скепсисом, оставляя им 50% вероятность.

Но ни вера в высшие, ни в собственные силы не избавляла его от морального и юридического обязательства честно рассказать о своём состоянии коллегам и акционерам. Зная диагноз, Джобс держал свою компанию в неведении, а позже, всё ещё проходя лечение, уверял, что излечился полностью. В той или иной степени Apple стала жертвой одной сильной личности — и этот аспект ещё предстоит проанализировать и сделать из него практические выводы.

Свой первый квартал без Стива Apple завершила неважно. Впервые за много лет квартальная прибыль и продажи iPhone, самого важного элемента в продуктовой корзине компании, оказались меньше ожидавшихся аналитиками. Впрочем, Тим Кук, ставший теперь безусловными номером первым в «яблочной» иерархии, уверяет, что это следствие затянувшегося ожидания новой модели и волноваться не о чем: к концу года ждите новых рекордов.


Стив_Джобс,Apple,личность,ДНК




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены