Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/19424
25.04.2012

Чёрный ящик для авто: кому предоставить право на чтение?

Западный автопром готовится к очередному технологическому рывку. Начиная с 2015 года каждый, проданный в США автомобиль, должен содержать так называемый чёрный ящик — устройство, регистрирующее минимум полтора десятка параметров: от скорости, оборотов двигателя, угла поворота рулевого колеса и времени суток, до состояния ремня безопасности и утопленности педали тормоза. Соответствующий законопроект ещё не прошёл всех инстанций, но предварительно одобрен и, по общему мнению, обретёт статус закона уже в ближайшие месяцы.

Вообще-то чёрный ящик — изобретение авиапромышленности, но давно уже не её привилегия. В авиации его используют более 70 лет, и уже полвека как он стоит на гражданских самолётах. Здесь это настоящее чудо цифровой техники, выдерживающее фантастические перегрузки, давление и температуру, чтобы сохранить сведения о последних минутах полёта. Но такие же устройства используются и на поездах, кораблях и даже в автомобилях. Говорят, специалисты не любят термин «чёрный ящик», предпочитая ему сухой технический «рекордер событий» (англ. event data recorder, EDR). Но как бы то ни было, назначение у таких устройств одно.

На автомобиле EDR играет ту же роль, что и на любых других транспортных средствах: в случае аварии извлечённые из него данные позволяют по долям секунды разобрать автопроисшествие и, возможно, установить виновника, не полагаясь на часто не совпадающие свидетельства очевидцев и участников. Это полезно не только для полиции и страховщиков. Водитель, в автомобиле которого установлен чёрный ящик, избавлен от необходимости спорить, что-то доказывать, а тем более рисовать (хоть это и характерно в основном для России).

Автомобильный чёрный ящик пока избавлен от необходимости быть особенно устойчивым к агрессивным внешним факторам, поэтому обычно это неказистого вида устройство, спрятанное в недрах автомобиля (его местонахождение указано в техпаспорте на авто). Некоторые эксперты считают, что с присвоением EDR обязательного статуса, от него потребуют и более высокой надёжности, что сильно увеличит цену.

От авто-рекордера не требуется многого. Он не записывает переговоров в салоне и вообще обязан сохранить лишь временной промежуток длиной в несколько секунд: мгновения до аварии и мгновения после. Этого вполне достаточно, чтобы восстановить картину инцидента — и случаи, когда именно EDR оставался единственным беспристрастным свидетелем аварии, уже были.

Таким образом, теоретически, помимо водителя, страховых компаний и полиции, он может быть полезен и производителям авто. Пару лет назад Toyota, которую обвиняли в производственном браке, спровоцировавшем неадекватное поведение машин на дороге, смогла доказать — в том числе благодаря анализу записей чёрных ящиков — что электроника управления двигателем в случившемся не виновата, опасность преувеличена.

Из богатого опыта эксплуатации EDR на автомобилях можно сделать парадоксальный вывод: на подавляющем большинстве современных авто чёрные ящики уже стоят (как элемент бортового компьютера). Это подтверждает и статистика, согласно которой в Соединённых Штатах цифровые рекордеры событий установлены в восьми-девяти машинах из каждых десяти, произведённых за последние десять лет. Исключение составляет главным образом продукция Mercedez-Benz и Audi. Поэтому закон, с которого начался сегодняшний рассказ, с точки зрения техники не изменит почти ничего, разве что стандартизует набор контролируемых параметров и обяжет производителей десятой части автопарка, ещё не устанавливающих чёрные ящики, это делать. Но он изменит многое по части права.

С тех самых пор, как EDR стали массовым продуктом, в Штатах (да и других развитых странах) не утихает дискуссия по поводу риска, который таят подобные устройства для прав и свобод гражданина. Ключевой вопрос таков: кому принадлежит информация, хранимая в памяти чёрного ящика, и кто и на каких условиях может получить к ней доступ? Интуитивно ясно, что владельцем должен быть назван водитель, но нюансов так много, что споры продолжаются по сей день.

Принимаемый в США закон значительно прояснит ситуацию, но всё же не поставит точку: содержимое EDR объявлено собственностью водителя и постороннее лицо вправе читать его только с санкции суда, личного разрешения владельца, в рамках ведущегося расследования, и в экстренных случаях, когда есть опасность для человеческой жизни. Но правозащитники считают, что этого недостаточно.

В Европе гонка за равноправием полов привела к тому, что со следующей зимы страховщикам запретили учитывать пол водителя при оценке рисков. А между тем статистика утверждает: наибольшую опасность за рулём представляют молодые люди и… женщины в возрасте (фото: DeusXFlorida).

Противники тотального, бездумного применения чёрных ящиков уверены, что найдутся технические и правовые лазейки для похищения данных с EDR. К примеру, правоохранительные органы могут попытаться оправдать извлечение данных необходимостью определения степени опасности для водителя и пассажиров — перевернув таким образом с ног на голову размытую формулировку закона. Ничего в законе не сказано и о физическом ограничении доступа к EDR, который мог бы оказаться полезным во многих случаях (попросту, чёрный ящик должен бы запираться на обыкновенный замок, ключ от которого хранится у владельца).

Наконец многие боятся попадания данных с EDR в руки страховщиков. Анализируя поведение водителя на дороге (не все EDR «пишут» только последние секунды «полёта»), действия его в критической ситуации, оценщики рисков могут попытаться поднять стоимость страховки для тех, кто ведёт себя неуверенно. Но вот что интересно: по эту сторону Атлантики, в Великобритании, водители сами, по собственному желанию предоставляют страховщикам доступ к чёрным ящикам своих авто.

Почему? Работает замечательный обратный эффект: тот, кто соглашается раскрыть свои записи и водит безопасно, получает ощутимо более дешёвую страховку. Видимо, памятуя о материальном интересе и факте постоянного контроля за собой, такие водители кроме всего прочего ещё и реже попадают в аварии, а если всё же попадают, среднестатистический ущерб оказывается на треть меньше обычного.

Как гласит статистика, собранная британцами за период с середины «нулевых», для молодых водителей (до 25 лет) «открытый» чёрный ящик снижает аварийность на 20%. И если сегодня только каждый десятый автолюбитель соглашается предоставить страховой компании следить за своим поведением на дороге, через десять лет их доля вырастет до 50%. Предоставляют подобную услугу уже и некоторые страховые компании в США.

В перспективе, после того, как параноидальные страхи рассеются, чёрный ящик с открытым доступом сможет повторить судьбу ремня безопасности — так же вошедшего в нашу жизнь благодаря совместным усилиям законодателей, страховщиков и шкурному интересу автолюбителей.


EDR,автомобиль,безопасность,чёрный_ящик,США,приватность,персональные_данные




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены