Оригинал материала находится по адресу http://ibusiness.ru/blogs/10658
26.01.2011
История компьютерной техники никогда не была прямолинейной и стопроцентно предсказуемой. Рискованный принцип открытой архитектуры, заложенный IBM в основу IBM PC и сделавший представителей этого семейства доминирующим видом, фактически запустил индустрию персональных компьютеров, но мог с тем же успехом похоронить проект. А ноутбуки? Любой мальчишка навскидку назовёт дюжину органических недостатков этого странного отпрыска настольных машин (неудачная эргономика, невозможность апгрейда, сравнительно меньшая производительность, высокая себестоимость и т.п. и т.д.). «Забавная штука, но нужно ли это мне?» — вот типичная реакция пользователя на ранние модели лэптопов 80-х. Что ж, начав с 2% мирового рынка в 86-м году, портативные компьютеры так и не прекратили свой рост, в 2008-м превзойдя стационарных сородичей по количеству проданных экземпляров. Сегодня настал черёд планшетных ПК.
Десять лет назад Microsoft дала начало новой эволюционной ветви вычислительной техники — планшетным PC (они же таблетки от англ. Tablet PC). Оснащённые полноценной операционной системой, позаимствованной у десктопов и лишь косметически адаптированной, их первые версии были тяжелы в руке, неудобны в обращении, страдали от недостатка программного обеспечения. Второе дыхание в них вдохнула Apple, превратив таблетки в то, что называется медиапланшетом: iPad, увидевший свет минувшей весной, довольствуется пальцем в роли манипулятора и управляется шустрой ОС, изначально задуманной для работы на ходу.
Небольшое смещение акцентов обернулось фантастическим успехом. За последний квартал 2010 года Apple продала около 7 миллионов планшеток, что почти вдвое превосходит количество проданных ею же настольных и переносных машин. Перейдя воображаемую черту первой, компания проложила дорогу для других участников рынка — на данный момент аналитики уже не сомневаются в рождении нового тренда.
По оценкам Gartner и IDC, к 2014 году медиапланшеты займут 10% рынка персональных компьютеров. Уже в следующие двенадцать месяцев будет продано от 45 до 55 миллионов этих маленьких созданий, что примерно в три раза больше продаж года 2010-го. Неудивительно, ведь если в ушедшем году девять из десяти проданных планшеток были произведены Apple, то в наступившем свой кусок рынка намерены отхватить десятки производителей. На недавней выставке Consumer Electronics Expo была продемонстрирована без малого сотня различных моделей! В основном это устройства на либеральной платформе Android, но не сбрасываются со счетов и популярная на Западе RIM Blackberry, вездесущая MS Windows 7, а также HP webOS (наследница Palm OS). Примечательно, что медиапланшеты интересны не только обывателям — по прогнозам на предстоящие несколько лет, каждое четвёртое устройство этого класса будет использоваться бизнесами (ключевые слова: розница, производство, медицина).
Впрочем, именно консюмеры определят тренд в целом. Функциональность планшеток неожиданно оказалась достаточной для повседневных занятий среднего компьютерного юзера. Почта-сёрфинг, твиты-вконтакты, простой документооборот, немного игрушек и, конечно, музыка-фильмы: в это описание попадает львиная доля домашних пользователей. Но медиапланшеты не только облегчают доступ к существующим классам приложений, но и обещают радикально изменить популярность многих из них.
Электронные книги, «печатная» веб-периодика, медиамагазины — всё это вошло в нашу жизнь благодаря настольным ПК, а в связке с планшетками может пережить период взрывной экспансии. Ожидают аналитики и появления принципиально новых сервисов, ориентированных исключительно на планшетную категорию.
Прогнозам можно верить или не верить, но особенно если ваш бизнес связан с ИТ, будет непростительной ошибкой не прозондировать рынок сегодня, оценив могут ли планшеты его расширить.
Но прежде чем медиапланшеты устроят очередную революцию, производителям предстоит придумать, как нивелировать специфические особенности этого класса цифровых устройств. Речь прежде всего о конфликте себестоимости и цены. Будучи по определению полигоном для высоких технологий, планшетные ПК обходятся производителям сравнительно дорого. При этом отпускная цена не должна быть выше умозрительной планки, установленной в голове покупателя с учётом ущербной функциональности этих устройств (по сравнению с десктопами). И чем сильней будет конкуренция в сегменте планшеток, тем острее будет стоять вопрос; вдобавок снизится и премия за новизну, а значит неизбежно упадёт маржа. Это хорошо видно на примере Apple, которой рекордные — в штуках — продажи iPad принесли меньшую — в долларах — по сравнению с обычными компьютерами сумму (общий объём продаж 4.6 и 5.4 млрд. долл. соответственно). Сегодня, по сторонним оценкам, компания закладывает в цену каждого планшета примерно 25% прибыли (сравните с 40% для обычных «Маков»), в будущем этот показатель уйдёт ещё ниже.
Однако Apple находится в выгодном по сравнению с конкурентами положении. Она владеет популярным онлайновым медиамагазином, доходы от работы которого если ещё и не составляют, то по прогнозам обязательно составят весомую долю прибыли в планшетном бизнесе компании. Что, в свою очередь, позволит ей и далее удерживать цену на iPad на психологически низком уровне (сейчас это 500 долларов за самую простую модель).
Для конкурентов такая расточительность непозволительна. Ориентировочные цены на Android-устройства начинаются с 800 долларов за Motorola Xoom и простираются выше. Пока единственный действенный способ снизить цену найден в привязке покупателя к оператору сотовой связи, многолетний контракт с которым позволяет, к примеру, Samsung рассчитывать на 400 долларов за свой новый Galaxy Tab.
Так или иначе, старт дан. Вторая версия iPad по слухам ожидается уже в апреле, конкурирующие устройства начнут появляться ближе к весне, а предстоящий год в целом обещает обрушить на наши головы настоящий планшетный шторм. Скажется ли успех планшеток на продажах десктопов? Как перераспределятся доходы в индустрии ПК? Какие приложения и сервисы принесёт новый класс вычислительной техники? Год обещает быть интересным.
iPad,мобильные_устройства,планшетки,эволюция_ИТ,Стив_Джобс,Tablet_PC,Apple,Microsoft,Samsung,Galaxy_Tab,Galaxy