Оригинал.
26.10.2017
Сладкая пора предновогодних распродаж не за горами — и нет никаких сомнений, что самым «горячим» цифровым продуктом на праздничных полках в этот раз станут шлемы виртуальной реальности. Ещё год назад они были представлены единичными экземплярами с космическими ценниками, но нынче им отведут целые секции, а цены наконец-то опустятся до уровня, доступного средней российской семье. И готов поспорить, большинство из вас, оказавшись зимой в магазине электроники, не раз и не два задастся вопросом: а не купить ли, и если купить, то какой? Так что вам пригодится знание ситуации на рынке «бытовой VR» по состоянию на осень 2017-го года.
Начать с того, что виртуальная реальность в быту — тема неоднозначная. В последние пару лет на её реанимацию (первое пришествие состоялось ещё в 90-х) возлагались огромные надежды: спасибо, Oculus! Однако когда «Окулюсы» «не пошли», а именно, приём публики оказался прохладным, к теме будто бы поохладели и самые отъявленные энтузиасты. Да, мол, VR реанимировали, но лучшее, на что можно надеяться, это на скромную нишу рядом с персоналкой.
Вот почему наблюдать происходящее сейчас даже... странно! За несколько недель в сегменте бытовой VR отметились все крупные игроки, когда-либо работавшие здесь. И следующий год, когда всё заявленное окажется на прилавках, обещает быть по-настоящему жарким.
До последнего времени вариантов VR было два: «приставочный» и «компьютерный». Первый представлен игровой консолью Sony PlayStation 4 и шлемом PlayStation VR для неё, второй — шлемами Oculus Rift и HTC Vive, подключающимися к персоналке (Samsung Gear VR не считаем из-за неполноценности: это всего лишь «довесок» для смартфона). Стоимость каждого из этих решений примерно одинакова, но по совокупности «плюсов» (прежде всего по простоте установки, настройки и эксплуатации) лидировала Sony, что подтверждали и продажи: суммарно свыше миллиона экземпляров PlayStation VR и сотни тысяч Oculus и Vive. Однако после октябрьских презентаций стало очевидно, что картина уже в ближайшие месяцы перепишется.
Итак, за несколько недель случилось следующее. Во-первых, запустила обновлённый шлем Sony (вторая версия получила доработанный экран, но прочие доработки косметические, так что и цена осталась прежней).
Во-вторых, Oculus презентовала модель Oculus Go: 200-долларовый шлем, не требующий подключения к компьютеру или телефону. Приложения работают в нём самом — и хоть по характеристикам он, вероятно, будет полноценным шлемам уступать (точных данных пока, впрочем, нет), цена и функциональность достаточны, чтобы сделать его популярным продуктом. Теперь становится понятней, как именно Марк Цукерберг, которому Oculus и принадлежит, надеется привести в виртуальную реальность первый миллиард человек...
Но, и это, в-третьих, больше всех нашумела Microsoft — представившая платформу Mixed Reality. Это уже не один шлем и даже не только шлем, а именно платформа. Центральный элемент здесь: новая версия Windows 10 (Fall Creators Update), поддерживающая VR-устройства. Работающая на любой достаточно современной персоналке (даже ноутбуках, что, по сути, сразу вдвое снижает цену комплекта, ведь компьютер у вас скорее всего уже есть), она позволяет подключить собственно шлем и VR-манипуляторы. Но выпускает их не сама Microsoft, а её партнёры, которых уже пятеро: можно выбрать комплекты от Asus, Dell, HTC, Lenovo и Samsung, по ценам от 400 до 500 долларов (какие-то уже продаются, прочие доступны для предзаказа).
Пользователь, одевший шлем Mixed Reality, попадает в виртуальный дом, играющий роль «рабочего стола». По стенам здесь развешаны его фотографии и документы, любимые приложения и игры. Стены «живут», обновляются в реальном времени: ленты соцсетей можно читать и писать в них, фотографии обрабатывать, картины рисовать. Помимо приложений из официального магазина MS Windows, Microsoft сумела договориться с Valve — и теперь весь каталог VR-приложений SteamVR доступен здесь же. Кстати, очень советую посмотреть получасовую официальную презентацию: многие из реализованных идей действительно лучше увидеть.
Всё это уже продаётся или отправится в продажу перед Новым годом. И если сейчас продажи шлемов VR измеряются сотнями тысяч, со следующего года это будут миллионы. Иначе говоря, VR-шлем перестанет быть диковинкой и превратится в такую же привычную вещь, как... ну, пусть не персоналка, но, скажем, джойстик: все, кто пожелает, смогут его купить, настроить и использовать. Следующий вопрос, конечно: для чего? Мне посчастливилось несколько месяцев плотно поработать с одним из VR-комплектов (предупреждая вопрос: не от Microsoft), так что рискну поделиться опытом. Вот три наиболее интересных возможности, открывающихся в первые же дни после приобретения шлема виртуальной реальности.
Первая: новое измерение в играх. Счёт приставочным и компьютерным играм, поддерживающим VR, уже идёт на сотни. И пусть реальный выбор пока невелик (явно недостаточно полномасштабных игр — со сложным сценарием, способных увлечь игрока на недели и месяцы) и цены высоки, даже те из вас, кто до сих пор в игры не играл, потратят на них в виртуальной реальности не одну неделю и не одну тысячу рублей. Плавность картинки, точность реакции, так хороши, что погружение — полное, до тошноты.
Можно верить или не верить в нарисованную картинку, но, насколько я понимаю, у большинства пользователей «нейромеханика» головы работает независимо от сознания: когда слух и зрение сообщают одно, а вестибулярный аппарат другое, тошнота подкатывает сама собой. Поэтому после часа-двух в гонках, лётных и спортивных симуляторах, шутерах от первого лица, приходится переключаться на головоломки — но даже они здесь достойны отдельного рассказа: настолько хороша, так убедительна симуляция реальности!
Вторая возможность: замена большому экрану. Парадоксально, но несмотря на несравнимые характеристики — а и разрешение, и частота кадров, и чёткость изображения у шлемов VR пока заметно хуже, чем у телевизоров и мониторов — быстро возникает желание смотреть ролики с «Ютуба» и даже кино не на обычном экране, а именно в VR! И не только те, что под виртуальную реальность заточены (а такие есть и уже есть из чего выбрать, на «Ютубе» отдельный каталог: их снимают круговой камерой, которая хоть и не позволяет зрителю сместить точку обзора, но даёт ощущение объёма и присутствия), а и обычные.
Почему? Потому что вы словно бы оказываетесь перед огромным, в две трети стены экраном, который даже трудно охватить взглядом за раз! Ну, как в кинотеатре, натурально. И вот тут, кстати, понимаешь, зачем нужны 4K, где они найдут применение: именно в виртуальной реальности, потому что разрешения FullHD для экранчиков, приставленных к глазам, явно не хватает, заметна зернистость.
Наконец, третья возможность: социализация на новом уровне. Шлемы VR распахнули двери в интернет-сообщества совершенно нового типа: посмотрите, в частности, на проект AltspaceVR. Пользователи здесь представлены объёмными аватарами, общающимися голосом, жестами, даже (в перспективе, но программная поддержка уже есть) движением глаз — и ощущение присутствия, ранее недостижимое, добавляет не только привлекательности, а и возможностей. Штука не бесспорная, но она точно из той категории вещей, судить которые нужно самому, не полагаясь на чужое мнение.
Если теперь суммировать всё вышесказанное, думаю, вы поймёте, почему я, вглядываясь в ближайшее будущее VR, ставлю на Microsoft. Её Mixed Reality — открытая платформа, готовая принять и поддержать любой проект, любой направленности: будут и новые шлемы, и смелый экспериментальный софт. В «закрытом садике» Sony, увы, многого нет уже сейчас и чем дальше, тем сильнее будет разница: там проблема даже с воспроизведением видеофайлов, не говоря уже о запуске чужих приложений, который просто невозможен.
Так что — рискните, купите на праздники не очередной смартфон, а один из шлемов Mixed Reality. Не стану обещать, что он непременно окажется полезным, но вы точно увидите цифровой мир с новой стороны.
А там... Кто знает, куда вас это приведёт?
VR,PlayStation_VR,Mixed_Reality,цифра,Oculus_Go,4K