Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/24978
26.12.2012

Акман против Гербалайф

Я редко обращаю внимание на частные споры между предпринимателями. Что в России, что за её пределами из таких столкновений обычно можно извлечь мало чего практически ценного. Но бывает и так, что какая-то деталь обращает на себя внимание — и уж тогда влезаешь во все эти дрязги, грязь, слюни, сопли с руками и головой. Вот как сейчас, в разгорающейся… скажем так, дискуссии между Биллом Акманом и корпорацией Гербалайф.

История эта составляет один из тех редких случаев, когда биографии участников чуть ли не интересней самого происшествия. Поэтому для начала давайте познакомимся с героями. Возмутитель спокойствия — американец Уильям Акман, 46-летний основатель и управляющий хэдж-фонда Pershing Square Capital Management. Под его управлением свыше десяти миллиардов долларов, вложенных в гигантов розничной торговли и производителей товаров массового потребления.

Фишка в том, что Акман не просто спекулянт. Он вкладывается в бумаги не для того, чтобы пассивно сидеть с ними и скинуть при первой возможности. Билл предпочитает участвовать в управлении компаниями, в которых имеет долю, вынуждая тех принимать нестандартные, нетрадиционные, идущие вразрез с целями основного бизнеса решения, способствующие росту капитализации.

Так, купив в середине нулевых бумаги «Макдональдса», Акман сверлил мозг руководству этой сети фастфудов, требуя отказаться от части ресторанов и высвободить таким образом деньги на выплату дивидендов и выкуп акций. А затарившись стоками другого общепита, Wendy’s International, принудил компанию избавиться от одного из подразделений, после чего безжалостно её акции сдал.

Ко всему прочему, Акман слывёт филантропом (он участник программы The Giving Pledge) и славится необычной кадровой политикой. Он способен нанять случайного прохожего, который не смыслит в финансах ни фига. Просто потому, что тот показался ему дельным человеком (фото: Hedgeho).

И книготорговая Borders Group, когда она ещё была жива, испытала на себе его хватку: от них Билл требовал сбыть с рук сеть оффлайновых магазинов, которая в конце концов компанию и задушила (см. «Книги всё: ликвидация Borders Group»). JCPenney он заставил нанять Рона Джонсона («отца» Apple Store), генеральному директору The Procter & Gamble почти буквально приставил к виску пистолет, требуя или уволиться или заняться уже делом. И так далее, и так далее.

Но Акман не просто любитель поговорить. У него есть ставшая легендарной неприятная привычка вникать в мельчайшие нюансы бизнеса, который он покупает. К примеру, прежде, чем давать советы руководству «Макдональдса», Билл устроился в один из ресторанчиков и отстоял смену, выкрикивая «свободная касса!» и «спасибо, что без сдачи». Такой вот нескучный человек.

С другой стороны ринга — Herbalife International. Вышедшая из 80-х годов и ставшая публичной в 2004-м, она вот уже тридцать с лишним лет производит продукцию, классифицируемую как «товары для здоровья»: средства для нормализации веса, полезные пищевые добавки и прочее подобное. Впрочем в её случае важно не столько что именно она продаёт, сколько то, как она делает это.

Гербалайф строит свой бизнес по схеме сетевого маркетинга (он же многоуровневый — от англ. multilevel marketing, MLM). Смысл в том, что каждый покупатель имеет право стать торговым представителем компании («дистрибьютором») и самолично заняться реализацией её продуктов. При этом каждый дистрибьютор, помимо сумм, вырученных с продажи собственно товаров, получает ещё и процент от продаж дистрибьюторов, завербованных им лично, а также процент с продаж дистрибьюторов, завербованных его дистрибьюторами, и так далее, и так далее.

Согласно цифрам, озвученным самой Herbalife, по состоянию на декабрь прошлого года на неё трудились около трёх миллионов торговых представителей в 87 странах мира, а годовая выручка превышала три миллиарда долларов. Короче, это настоящий титан MLM-индустрии, стоящий плечом к плечу с Avon Products, Nu Skin, Amway. И до последних дней без страха смотревший в будущее.

Да, кое-кто считает эксплуатирующие MLM бизнесы легализованными пирамидами (акции Herbalife, Avon, Nu Skin торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже). Да, время от времени публикуются результаты исследований, демонстрирующих в лучшем случае бесполезность, а в худшем токсичность продукции Herbalife. Да, порой досаждают недовольные клиенты и озлобленные бывшие сотрудники (деление в данном случае, как вы понимаете, условное). И, бывает, приходится выплачивать миллионные отступные. Но в общем и целом, как говорится, Васька слушает, да ест — и это в равной степени относится как к самой Гербалайф, так и к её покупателям. И тут приходит Билл Акман и всё портит.

Заинтересовавшись Herbalife около года назад, Акман со своими аналитиками прежде всего изучил мелочи, на которые никому не хотелось обращать внимания. И выяснил, например, что суммарный доход среднего дистрибьютора Herbalife равен нулю, а шансы существенно поправить своё финансовое положение за счёт участия в распространении продуктов компании к нулю стремятся (жируют в основном дистрибьюторы высших уровней).

Собственно Herbalife обо всём этом конечно знает, но искусственно завышает результаты розничных продаж (маскируя под них перепродажу товара по дистрибьюторской цепочке вниз, что и составляет львиную долю её поступлений). И с недавних пор не разглашает численность армии своих торговых представителей, чтобы приток этих самых представителей не прекратился.

Реакция Herbalife получилась резкой. CEO компании, Майкл Джонсон, сказал в числе прочего, что мир «станет лучше, когда Акман уйдёт» (в английском языке это двусмысленное выражение, которое можно понять и как намёк на смерть). После чего Билл публично признался, что опасается за свою жизнь (фото: Darwin Figueroa).

Короче говоря, классическая пирамида, торгующая не столько товаром, сколько надеждой на финансовое благополучие. Вот, кстати, почему Гербалайф почти не тратится на рекламу, да и на исследования тратит по сути копейки от своих доходов (Акман считает это странными и страшными фактами для брэнда, входящего в список самых узнаваемых на планете, и занятого в «индустрии здоровья»).

На этом фоне прочие находки Билла — вроде той, что Herbalife продаёт крайне дешёвый в производстве продукт по сумасшедшим ценам — уже выглядят ерундой. Важно, что зарегистрирована компания на Кайманах, а справедливая цена её акций, по мнению Акмана, чистый ноль.

Всё это было изложено неделю назад на конференции по благотворительности и отняло три часа (презентацию в полном виде можно найти на сайте FactsAboutHerbalife.com, открытом Pershing, либо, если сайт всё ещё перегружен, отыскать копию через Google). Вообще, не все согласны с аргументами Акмана и манерой их подачи. То, что обиделась сама Herbalife (её представителей не пустили на конференцию), понятно и естественно. Но и некоторые аналитики считают, что Билл преувеличивает, когда говорит, что продукцию H. «никто не покупает».

Что касается самого Акмана, он за последние восемь месяцев накопил огромную «короткую» позицию по Herbalife (попросту говоря, продавал взятые взаймы акции компании, сделав таким образом ставку на падение их стоимости). C тех пор капитализация Herbalife уменьшилась почти втрое. Да что там, только после выступления Билла гербалайфовские котировки усохли в цене вполовину!

В этой истории есть как минимум два неясных момента — за исключением, конечно, двусмысленности бизнеса самой Herbalife. Во-первых, не совсем ясно, для чего понадобился скандал Биллу Акману. Рискуя миллиардом долларов, прямой денежной выгоды Pershing не получит: в случае, если сделка выгорит, всю прибыль Билл пообещал направить на благотворительность. Так что, вероятно, истинной целью акции является реклама.

Во-вторых, манера действий Pershing в данном случае выглядит как манипуляция рынком. Авторитет Акмана так силён, что фактически одного его участия в том или ином предприятии достаточно, чтобы оказать значительное влияние на котировки. И в общем не имеет значения, на что истратит он прибыль от атаки против Herbalife: сам её характер наводит на мысль о попытке принудить рынок к движению в нужную сторону. Herbalife, в данное время судорожно нанимающая лучших юристов страны, уже указала Комиссии по рынку и ценным бумагам (SEC) на это обстоятельство.

Но и Pershing на достигнутом останавливаться не намерена. Результаты своего расследования они передали в Федеральную торговую комиссию (FTC, главный защитник прав потребителя в США). Возможно FTC, уже интересовавшаяся «гербалайфом», в этот раз сделает новые выводы.

А может быть рынок поставит точку раньше, низведя стоимость скандальной корпорации до справедливого минимума, определённого Биллом Акманом.


Билл_Акман,личность,Herbalife,биржа,инвестиция,MLM,конфликт




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены