Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/11451
29.03.2011

Google Music: встречайте музыку в облаках!

Каждое неосторожное слово, обронённое сотрудниками Google, откликается дюжиной статей. Если же удаётся раздобыть более-менее достоверную информацию о планах интернет-гиганта, гарантирована оживлённая дискуссия на сотнях сайтов и тысячах страниц. Иначе и быть не может, ведь Google стоит почти 200 миллиардов. И каждый раз, когда это маленькое сумасшествие повторяется вновь, можно ждать действительно интересных деталей. Так всё обстоит и с проектом Google Music.

Без малого два года публика жила слухами, обещаниями и надеждами, а когда пару недель назад кому-то из разработчиков Android-приложений случайно удалось подключиться к работающему сервису, прессе в очередной раз «снесло крышу». В поисках истины журналисты дошли до инсайдеров из музыкальной индустрии, подтвердивших: Google Music готов к старту и в настоящее время работает в тестовом режиме для сотрудников своей компании. Единственная заминка — скудная фонотека сервиса, но это препятствие должно быть устранено в самое ближайшее время.

В первом приближении, Google Music (GM) — музыкальный интернет-магазин компании Google для пользователей устройств под управлением ОС Android, встроенный в саму операционную систему. Слухи о нём гуляли с 2009 года, но только после того, как уже упоминавшийся программист сумел попасть в рабочую версию GM, стало возможным отделить домыслы от фактов. И самое главное — подтвердить облачную природу: Google Music станет одним из первых представителей нового поколения музыкальных сервисов.

Легче всего понять механизм работы облачного музыкального магазина на противопоставлении его традиционным продавцам. Представьте, что вас заинтересовала какая-то композиция и вы приобрели её в одном из обычных веб-магазинов. Файл с записью передаётся на ваш компьютер и хранится на нём. Это действительно традиционная модель, где компакт-диск или кассета просто заменены невесомым MP3.

В облачной модели пользователь может оставить запись на сервере продавца — в онлайновом хранилище, часто называемом locker (англ. ящик, шкатулка). Такая схема выглядит ущербной, но не спешите с выводами. Да, вы не сможете перенести запись на другой компьютер, но переносить и не нужно: ваши записи отныне доступны на любом устройстве, которое имеет доступ в Сеть — достаточно войти с него в свой музыкальный аккаунт на сайте продавца, и слушать музыку в потоковом режиме (сохранённый поток позже можно воспроизвести и оффлайн). Быстрое интернет-подключение предполагается по умолчанию, но Европу и США это уже не пугает.

Пуск облачного музыкального магазина может стать первой задачей и достижением Ларри Пейджа (справа) на посту генерального директора Google

Ещё одним замечательным свойством такого музыкального магазина станет возможность перенести в «облако» (locker) большую часть музыки, которая уже лежит на ваших жёстких дисках. Достаточно подключить компьютер к Сети и запустить синхронизацию фонотек. Процесс может занять несколько часов, причём пока неясно, передаются звуковые файлы в «облако» полностью или же система только сличает их цифровые отпечатки с собственной обширной коллекцией записей. В любом случае конечный результат один: по завершении процесса, та музыка, что хранилась на вашем винчестере, будет доступна вам в онлайновом хранилище.

Примерно так должен выглядеть Google Music, когда его откроют для публики. Очередная полуофициальная дата старта назначена на май, но периодические опоздания с пуском (если верить слухам, он откладывался уже дважды) заставляют задуматься о препятствиях, встретившихся Google. Несомненное и самое очевидное — техническая сложность проекта.

Новизна идеи в данном случае не может служить оправданием ошибкам или отсутствию внешнего лоска, ведь речь идёт о конкуренции с Apple, так что любой изъян способен стать роковым (вспомните Motorola Xoom!). Но даже технические аспекты облачно-потоковой схемы пасуют перед лицензионными.

Теоретически, облачная модель должна быть выгодна всем её участникам. Для пользователей она удобней, ведь можно не таскать с собой гигабайтную фонотеку. Для звукоиздателей и владельца магазина выгодней, потому что услуги онлайнового хранилища платные (подписка на месяц или год), а значит однажды приобретённая композиция будет оплачена снова и снова. Однако правовые нюансы такой модели только начинают прорабатываться.

Следует ли разрешить покупателям музыки воспроизводить её на всех устройствах или ограничить их число и типы? Как удостовериться в лицензионной чистоте записей, «переносимых» с жёсткого диска в «облако»? Разрешить ли клиентам магазина меняться музыкой друг с другом, и если да, то на каких условиях? Эта территория пока остаётся белым пятном на правовых картах. Хорошая новость в том, что в отличие от начала «нулевых», когда инициатива в основном исходила от интернет-предпринимателей, сегодня и гиганты звукозаписи тоже заинтересованы в компромиссе.

Причина обоюдного интереса — парадоксальное поведение мирового рынка скачиваемой музыки, показавшего в прошлом году нулевой или, по некоторым оценкам, слегка отрицательный рост продаж. Неожиданный спад интереса к цифровым синглам и альбомам на фоне отмирания CD идут вразрез с доминирующей теорией, согласно которой внимание меломанов медленно, но стабильно должно переключаться с физических носителей на чистую цифру.

Почему покупатели больше не желают платить за музыку в файлах? Эксперты теряются в догадках и чёткого ответа до сих пор не дано. Кто-то обвиняет во всём пиратские файлообменники, кто-то усматривает причину в легальных бесплатных источниках (Youtube), другие кивают на растерянность покупателя перед огромным числом вариантов приобретения музыки в Сети (и условий, на которых её предлагают), наконец, кому-то причина видится в давлении самих звукоиздателей на сегодняшнего лидера музыкальной веб-торговли, Apple, поднявшей цены.

Европа уже охвачена мультиплатформенным интернациональным облачно-музыкальным сервисом Spotify. Но даже в объединённой Европе лицензионные вопросы приходится решать отдельно в пределах каждого государства

На Apple iTunes до сих пор приходится 70% мировых продаж скачиваемой музыки, но остановившийся рост настоятельно требует искать выход из ситуации. Облачные магазины с потоковой трансляцией — а-ля Google Music — как раз и могут стать таким выходом. Потоковым сервисам предвещают бурную пятилетку, в течение которой их популярность возрастёт многократно. А популярность Android поможет внедрить технически и лицензионно сложную идею GM в голову обывателя. Главное не перегнуть с ценой. По прикидкам, стоимость годовой подписки на услуги Google Music составит 25 долларов. Но со временем ценовая планка неизбежно опустится под давлением конкурентов, которые уже дышат гиганту в затылок.

К запуску собственного облачного медиамарта готовится Amazon.com (в ассортименте будет не только музыка, но и видео), утрясает последние детали с крупнейшими звукоиздателями и сама Apple, планирующая добавить в iTunes облачные функции. Все трое по крайней мере в первое время планируют ограничиться только территорией США. И может статься, их обойдёт интернациональный Spotify — уже работающий в ряде стран Евросоюза, а в настоящий момент набирающий персонал для американского отделения.

Spotify — это облачный музыкальный магазин, предлагающий в общем те же функции, что запланированы для GM. В его ассортименте десять миллионов треков от крупных лейблов и мелких звукоиздателей. Цены начинаются с 5 евро в месяц, но есть урезанная бесплатная версия, финансируемая за счёт рекламы. Самая большая проблема, как и в случае с конкурентами по другую сторону Атлантики, в лицензиях: соглашениям с поставщиками контента недостаёт гибкости, из-за чего Spotify накладывает на своих пользователей массу ограничений (включая такие ужасные вещи как контроль IP-адреса, места выпуска кредитной карты и т.п.).

Spotify вряд ли сумеет составить достойную конкуренцию вышеназванной тройке, поскольку не имеет собственной аппаратной платформы. Но как иллюстрация жизнеспособности идеи он подходит замечательно: сейчас у сервиса около семи миллионов пользователей, каждый шестой из которых оплатил свою подписку.


цифра,Spotify,облако,iTunes,локер,Google_Music,Google,Android,цифровой_звук,MP3




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены