Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/23925
2.11.2012
В 1937 году легендарный советский фантаст Александр Беляев написал повесть «Мистер смех». Идея, взятая за основу, так же проста, как и недостижимо сложна: формализовать смешное. Герой рассказа постигает механизм создания (как мы сказали бы сейчас) юмористического контента, а продравшись сквозь эти неформализуемые дебри, получает не просто успех, но власть над людьми.
Беляев не был первым, кто задумался над алгоритмизацией творческого процесса: уже у Пушкина несчастный трудяга «поверяет гармонию математикой». Но из всех видов творчества смех безусловно самый загадочный. Можно вывести общие правила красивого рисунка, нетрудно разложить по шагам процесс создания интересной статьи, но чёрт возьми, можно ли гарантированно заставить человека улыбнуться? Герой Беляева отвечает на этот вопрос утвердительно, но он и сам в конце концов лишь плод воображения.
А вот стартовавший в октябре проект Laffster.com (название можно перевести как «сайт, который смешит») вполне реален. Команда его основателей — американских пацанов во главе с Даниелем Альтманом — не стала пытаться объять необъятное, а коммерциализовала частный случай «теоремы смеха». Не создавать смешной контент, а определить, сочтёт ли пользователь данную контент-единицу смешной — вот чем озадачились ребята.
Толчком послужило простое наблюдение: больше половины просмотренных видеороликов в Сети просматриваются в поисках чего-нибудь весёлого, и больше половины всех роликов, доступных на просторах Веб, претендуют на то, чтобы называться смешными. Иначе говоря, мы имеем огромный, но всё ещё плохо организованный рынок. В поисках интересных лично ему юмористических материалов, сетянин вынужден перебирать сайт за сайтом, убивая время и силы на нахождение одной-единственной действительно стоящей вещицы.
А можно ли автоматически формировать поток гарантированно смешного контента? Чтобы потребитель просто нажимал кнопку и получал требуемое каждый раз, хоть по тысяче раз на дню, совсем как музыку в сервисах а-ля Pandora/Spotify (см. «Spotify и её условно-бесплатная дискотека») или новости в настраиваемых новостных агрегаторах а-ля Google News? Нужно написать рекомендационный алгоритм, помогающий отфильтровать несмешное. Вот эту задачу и решает Laffster.
Проблема в том, что для классификации смешного требуется вовсе не смешная теория. Можете смеяться, но ясное понимание смеха наукой отсутствует до сих пор. Нет единой общепринятой теории смешного. Нет точно установленных связей между психологией и физиологией смеха. Нет даже терминологии, которая позволила бы строго, однозначно описать восприятие смешного человеческим существом (впрочем, не лишнее ли это уточнение? Кажется, смех — привилегия венца эволюции?).
В результате именно человек остаётся и тем единственным контролёром, кто способен хотя бы приблизительно предсказать, покажется ли отдельно взятое утверждение, картинка, ролик смешным для других. Машина этого сделать не в состоянии. И это тем более обидно, если вспомнить, что смеху приписывают массу положительных свойств, от субъективного улучшения самочувствия до объективного улучшения качества работы иммунной системы.
Недостатка в теориях смеха, кстати, нет. Своя, связанная — да-да! — с подавлением мыслей о запретном, была даже у Зигмунда Фрейда. Проблема, однако, в том, что ни одна такая теория непригодна для простой практической генерации смешного или оценки юмористичности уже существующих материалов. Ребята из Laffster хоть и заручились поддержкой серьёзных учёных (нейрофизиологов, психологов и др.), на лавры революционеров тоже не претендуют. Подход, который они избрали, пожалуй, следует назвать практическим.
Их рекомендационный алгоритм делится на две части. В первой производится классификация предполагаемо-смешных контент-единиц по содержимому. Что является определяющим в данном куске информации: чёрный юмор, сарказм, удачное стечение обстоятельств, что-то ещё? Это по крайней мере представляется возможным выявить через анализ текста — словарный, смысловой. Во второй части с тех же позиций анализируются личные предпочтения пользователя: его социальный граф, его социальная активность, его предыдущие юмористические предпочтения.
Перемножив первое на второе, получим оптимизированный под конкретного потребителя поток материалов. На входе — несортированная масса потенциально смешных контент-единиц, на выходе — ручеёк, гарантированно интересный данному человеку. К сожалению, Laffster чрезвычайно скуп на подробности (что и понятно, учитывая коммерческую ценность такого решения — см. далее), поэтому ничего большего о внутренней механике проекта сказать нельзя. Остаётся поверить на слово пользователям их первого продукта и инвесторам, влившим в компанию почти миллион.
Первым практическим применением рекомендационного алгоритма Laffster стало мобильное приложение Mock the Vote (пока только для iOS). Используя «сырьё» от нескольких популярных юмористических веб-сайтов, оно формирует оптимизированный под конкретного пользователя поток смешных видеороликов на тему президентских выборов — сейчас самую горячую тему в США. Однако в перспективе ничто не мешает применить возможности Laffster и для любого другого типа материалов.
Альтман с друзьями планируют написать программный интерфейс, применяя который, сторонние разработчики смогут строить веб-приложения, эффективно оперирующие смешным контентом. Laffster станет своего рода помощником, помогающим производителям и дистрибьюторам контента унифицировать и сортировать юмористические статьи, ролики, картинки.
Научиться управляться с юмором ценно как минимум по двум причинам. Во-первых, смешной контент способен приносить вовсе не смешные деньги, поскольку потребляют его не только люди, цель которых хорошо посмеяться. К примеру, Mock the Vote ориентируется не столько на хохмачей, сколько на широкую аудиторию людей до 40 лет, уставших от классической подачи политических новостей и, вероятно, ограниченных в свободном времени — которые желают проводить время за экраном с пользой, но и с удовольствием. Новости с искоркой для них — идеальное решение.
Во-вторых, персонализируя такой трудноформулируемый контент, можно поднять время нахождения посетителей на сайте, заставить их потреблять больше: грубо, пользователь Mock the Vote станет смотреть больше новостей, ведь они ему нравятся и достаются сравнительно легко. А дополнительные минуты внимания легко переводятся в центы и доллары.
Остаётся задаться вопросом: устранив естественные препятствия на пути к смешному, не потеряем ли мы к нему вкус? Нет ли в смехе той «квантовой неопределённости», которая убивает объект наблюдения немедленно после того, как мы поймаем его чтобы изучить? Уже Беляев подозревал это. Его герой кончает плохо: став фабрикантом смеха, он теряет способность смеяться. Как долго будет смешно пользователям системы рекомендаций Laffster?
Laffster,юмор,смех,психология,искусство,творчество,реклама,контент