Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/13046
19.07.2011
Взирая со стороны на происходящее по ту сторону океана, понимаешь, что давно уже веб-новинки не встречали с таким энтузиазмом. Несколько дней Соединённые Штаты натурально пребывают в экстазе: журналисты серьёзных изданий радуются словно дети, знаменитости фонтанируют восторженными твитами и статусами, обычно скупые на эмоции венчурные капиталисты светятся от счастья. А всего-то в Америку провели музыкопровод Spotify: сервис, без малого три года работающий в Европе, теперь доступен и американцам.
По определению, Spotify — сложный, а лучше сказать технически изощрённый потоковый музыкальный сервис, содержащий также облачные, P2P и социальные компоненты. Впрочем — и это отличительная черта — цифровые шестерёнки тщательно спрятаны от пользователя. Для рядового юзера Spotify — всего лишь самый удобный из существующих способ доступа к богатейшей музыкальной коллекции на планете.
Берёте (почти) любое цифровое устройство, подключаете его к Сети, бесплатно регистрируетесь, и — можете обращаться с фонотекой в 13 миллионов записей почти так же, как если бы она лежала на вашем жёстком диске. Непревзойдённая скорость (задержка от нажатия кнопки PLAY до начала воспроизведения гарантированно не превышает долей секунды — достигается благодаря агрессивной P2P-структуре) и условная бесплатность обеспечили проекту заметную популярность в Старом свете, где он набрал 10 млн. клиентов.
Бесплатность именно условная. Если быть точным, Spotify эксплуатирует разновидность фримиальной модели (см. «Бесплатно, но не даром…»). Пользователи, избравшие доступ по нулевой цене, вынуждены терпеть визуальные и периодически вторгающиеся в трансляцию звуковые рекламные вставки, а также ограничены двадцатью часами прослушивания в месяц. Избавиться от ограничений и рекламы можно за 5 долларов ежемесячно, а вдвое более дорогой премиальный статус даёт возможность сохранять записи на локальном накопителе и устраивать вещание для друзей.
Freemium-концепция подошла Spotify идеально. Бесплатность обеспечивает непрерывный приток новых пользователей. Расширяя музыкальный кругозор, они со временем натыкаются на ограничения и естественным образом превращаются в платных клиентов. Согласно официальной статистике, платными услугами здесь пользуется каждый шестой участник — замечательный результат по фримиальным меркам.
Выход на американский рынок, предположительно, позволит увеличить сегодняшнюю аудиторию вшестеро. И в это легко верится, когда видишь, какой тёплый приём европейскому дот-кому устроила местная пресса, бизнес и поп-звёзды. Партнёрами Spotify стали Coca-Cola, Reebok, Motorola, а в частном порядке сервис обласкан Бритни Спирс (почти 10 млн. только твит-фанов), Марком Цукербергом, Эштоном Катчером.
Spotify стартовал в Швеции осенью 2008 года и к настоящему моменту доступен жителям семи европейских государств. Соединённые Штаты с их крупнейшим музыкальным рынком с самого начала фигурировали в плане экспансии, но задача оказалась сложней, чем представлялась. Камень преткновения везде один и тот же — условия аренды музыкальной продукции у правообладателей. Последние опасаются, что вместо расширения рынка, «бесплатный» Spotify съест долю уже зарекомендовавших себя сервисов и магазинов.
В результате в каждой новой стране приходится заключать новую серию контрактов с учётом местной специфики (отсюда и географическая изоляция: посетителей сортируют по IP-адресам).
Парадокс в том, что Spotify родился на стыке страха и надежды, как смелый эксперимент и последняя ставка в игре за исчезающие миллиарды. Говорят, в 2008, когда выручка мировой звукоиздательской индустрии достигла абсолютного минимума за четвертьвековой период, крупнейшие лейблы сами отдали молодому шведскому предпринимателю Даниелю Эку свои каталоги. У 25-летнего Даниеля не было никакого музыкального опыта, зато имелись несколько коммерчески успешных интернет-проектов.
Терять было нечего, но ставка сыграла: сегодня детище Эка стало для европейских звукоиздателей вторым по величине источником дохода. Условия контрактов держатся в секрете, но, по всей видимости, владельцы Spotify платят правообладателям за каждую воспроизведённую композицию, а в качестве бонуса предоставляют подробную информацию о транзакциях и долю в компании.
Пытаясь объяснить успех сервиса в Европе, аналитики сходятся во мнении, что сказалось удачное пересечение нескольких факторов. Техническое совершенство, сравнительная новизна, большая фонотека и условная бесплатность — всё это важно, но даже этого недостаточно. Необходимо учесть ещё и менталитет европейцев, которые предпочитают арендовать музыку через Spotify-подобные сервисы, а не владеть ею.
По подсчётам Bloomberg, в Швеции чистые продажи аудиозаписей составляют в общих доходах звукоиздателей лишь пятую часть, тогда как в Штатах на них приходится 80%. Конечно, можно приписать смену общественных предпочтений работе самого Spotify, но тем хуже для компании: ведь в США, где она только начинает раскручиваться, давно действуют прямые и косвенные конкуренты.
iTunes, Rhapsody, Pandora, Rdio (построен основателями Skype и KaZaA), Napster — вот только самые известные имена из длинного списка американских музыкальных веб-сервисов, функциональность которых так или иначе пересекается с шведским. Не все дают возможность выбирать музыку и слушать бесплатно, не у всех есть потоковые трансляции, мало кто способен обеспечить реакцию в две сотни миллисекунд, как Spotify, но в конечном счёте все они завязаны на один и тот же контент, лицензированный в основном у крупнейших звукоиздателей.
Следует учесть и печальное прошлое больших проектов, пытавшихся заработать на условно-бесплатной музыке: SpiralFrog приказал долго жить, а MySpace Music существенно урезал свободу действий пользователя.
Вот почему освоение американского рынка вряд ли будет для Spotify увеселительной прогулкой. Тем не менее, инвесторы верят в компанию. Внеся более ста миллионов долларов, Питер Тиль, DST, Accel Partners, Kleiner Perkins и другие оценили Spotify примерно в 1 миллиард.
Ключ к успеху — численность аудитории. Поэтому вне зависимости от результативности действий в США, компания намерена продолжить экспансию и до конца года охватить услугами ещё несколько стран. К сожалению, неизвестно, есть ли в этом списке Россия.
Spotify,фримиум,Шон_Паркер,Даниель_Эк,история_успеха,личность,P2P,музыка,MP3