Оригинал.
23.08.2017

Почему Uber и Яндекс.Такси (иногда) задирают цены?

Новое поколение такси — вызываемых буквально одним движением пальца, через мобильное приложение: Uber и Яндекс.Такси, Lyft и Gett, им подобные — подарило нам не только новое качество жизни и надежду на облегчение транспортных проблем, преследующих большие города. Оно подарило также интереснейшую задачку из того разряда задач, лежащих на стыке технологий и социальных наук, которые, кажется, принципиально не могут быть решены полностью. Помните древнюю игру SimCity, где игроку, по сути, требовалось уравновесить неизвестные в уравнении, приведя сложную систему к стабильному состоянию? Сейчас то же самое происходит вживую, в реальности, с нашим с вами участием — именно в такси. Я говорю о задаче динамического ценообразования.

Легко было таксистам прошлого века! Усадил клиента, включил счётчик, по окончанию поездки затребовал насчитанную сумму. Сегодня, когда действия каждой транспортной единицы таксопарка контролируются и координируются в реальном времени через интернет, всё намного сложнее.

Да, как и раньше, есть базовая стоимость, рассчитываемая, правда, по более сложной формуле: Uber, например, учитывает и километры, и минуты, плюс добавляет какую-то постоянную часть, а Яндекс определяет базовый тариф даже по ещё более хитроумной схеме. Но главное отличие всё-таки в том, что компании-перевозчики (Uber, Яндекс и другие: назовём их брокерами — ведь сами себя они считают посредниками, предоставляющими информационные услуги, то есть помогающими встретиться пассажиру и водителю, и заключить взаимовыгодную сделку) стали изменять цену каждые несколько секунд.

Как это выглядит на практике, известно всякому, кто пользовался современным такси хотя бы раз. Вы запускаете приложение и видите цену за поездку. Но подождите минуту, другую — и цена, вероятно, изменится, причём может как вырасти, так и уменьшиться. От чего это зависит? На первый взгляд кажется, что от времени суток и условий на дорогах: наиболее дороги поездки в час пик, ночью в выходные, в периоды проведения крупных публичных мероприятий. Но если копнуть глубже, станет понятно, что цена есть результат попытки уравновесить спрос и предложение.

В часы пик спрос на такси выше — и у брокеров есть повод задрать цену. Или ночью, когда таксисты выезжать не желают (ведь львиная доля «сотрудников» Uber и ей подобных сотрудниками этих компаний на самом деле не являются: это простые водители с личным автотранспортом, решившие подзаработать), сокращается предложение — что опять-таки отражается на цене.

Реакция, как со стороны клиентов, так и со стороны водителей: неприятное удивление и даже озлобленность. Вот типичный пример из российской глубинки, пока ещё не привыкшей к значительным колебаниям цен на услуги такси: скачок всего-то в 2 раза на Яндекс.Такси в Перми — и местные СМИ уже вынуждены объяснять, по какой причине это случилось. Однако иностранный опыт показывает, что нам придётся привыкнуть и к более значительным прыжкам: в крупнейших мегаполисах планеты нередки выбросы в пять, шесть, даже семь раз от базового тарифа! Эмоции в подобных ситуациях логичны: пассажиры злятся, что «спекулянты наживаются на выросшем спросе», водители злятся, что из-за выросших цен сокращается число пассажиров. Но эмоции хоть и естественны, проистекают из непонимания.

На самом-то деле динамическое ценообразование — вероятно, единственный способ свести интересы обеих сторон с минимальными жертвами. Представьте, что случилось бы, если бы в час пик та же Яндекс.Такси не подняла бы цену. Запас транспортных единиц был бы быстро исчерпан, на всех желающих уехать такси не хватило бы — и с какого-то момента приложение стало бы бесполезным. Поэтому разумно уравновесить спрос с предложением таким образом, например, чтобы при желании уехать можно было всегда, а время ожидания такси в любой ситуации не превышало бы некоторого комфортного интервала, скажем, 5 минут. Добиться этого можно временным повышением тарифа: да, жертва, но жертва разумная!

Отсюда видны положительные последствия такого решения. Да, высокая цена — плохо, зато возможность уехать по-прежнему есть у каждого пользователя (просто не каждый сочтёт разумным ею воспользоваться при текущей цене). И водители зарабатывают больше (брокеры отдают им примерно 80% от цены поездки), что тоже приятно в подобных ситуациях. Оказывается даже, что скачки цен помогают расширить предложение. Как? Водители, привлечённые выросшим тарифом, решают выехать на дорогу в непривычное для них время — и тем самым помогают разгрузить спрос быстрее, а значит, быстрее сбивают и цену. Эффективный рынок в лучшем виде!

К сожалению, недовольных скачками цен всё-таки больше. С точки зрения пассажиров многократный рост цен неприемлемо высок. С точки зрения водителей проценты, забираемые брокером в периоды высокого спроса, слишком велики: ведь отбирают, грубо, четвёртую часть выручки! Вот почему поиском решений как сгладить противоречие, как облегчить социальную напряжённость им порождённую, занимаются даже учёные.

Лучший рецепт из пока предложенных сводится к инициативе со стороны самих брокеров. Пассажиры, увы, платить меньше не станут — ибо в противном случае будет физически невозможно насытить выросший спрос. Однако брокеры могут добровольно снизить забираемый у водителей в периоды высокого спроса процент, а лучше даже вычислять его в абсолютных величинах (не X процентов от цены поездки, а, например, фиксированные 100 рублей). Тогда водители, садящиеся за руль в сложное время (час пик, ночь: не самое приятное времяпрепровождение), будут чувствовать, что их труд действительно оценивается выше.

Другой вариант: брокерам стоит начать перечислять полученную в пиковые периоды избыточную выручку в счёт местных благотворительных организаций или муниципалитетов — чтобы горожане понимали и видели, что их деньги реально меняют город к лучшему.

К сожалению никто из такси-брокеров первой величины пока этим рецептом не воспользовался. Но пока они думают, уже сами водители нашли способ эксплуатировать «уравнение цены» с выгодой для себя. Выглядит это следующим образом. Водители, общаясь в каком-нибудь неофициальном интернет-канале (форум, интернет-рация а-ля Zello и т.п.), договариваются одновременно вылогиниться из брокерского приложения. Брокер, видя, что предложение сократилось, соответственно задирает цену. Спустя некоторое время водители возвращаются и «снимают сливки»: забирают клиентов, готовых платить в разы больше, только бы уехать.

Вот это уже настоящая манипуляция! За такие проделки биржевых спекулянтов, например, штрафуют — и водителей тоже следовало бы наказать. Та же Uber пытается бороться с «накрутчиками» техническими средствами (отслеживая поведение водителей для выявления шаблонов), но пока с переменным успехом.

Пассажирам же... Пассажирам остаётся смириться и платить больше. Увы, количество транспортных единиц в такси нового поколения никогда не станет достаточным, чтобы разгрузить каждый пик спроса без повышения цен — это попросту экономически невыгодно, ведь тогда в спокойное время большинству из них придётся простаивать. Либо пользоваться альтернативным транспортом: общественным или личным. Владеть автомобилем в городах становится всё менее удобным...


такси,Uber,Яндекс.Такси,Lyft,Gett,город,цена,спекуляция




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены