Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/20797
19.06.2012

Нужна ли бизнесу планшетка? Плюс MS Surface, минус Cisco Cius

Меньше двенадцати часов назад Microsoft явила миру собственную планшетку. На широко разрекламированном шоу в Лос-Анджелесе, два Стива — Балмер и Синофски, номер первый и второй в майкрософтовской иерархии — продемонстрировали устройство под названием Surface. До недавних пор это имя носил полуэкспериментальный стол со столешницей, выполненной в форме огромного сенсорного дисплея. Отныне MS Surface — мобильное устройство под управлением Windows 8, во многом повторяющее хорошо знакомый всем iPad. Во многом, но не во всём.

Экран с диагональю 10.6 дюйма «кинематографических» пропорций, высокого разрешения (точная цифра не называется), память от 32 Гбайт, толщина 9.3 мм: Surface незначительно тоньше, крупнее и тяжелей конкурента от Apple. Первое отличие, действительно бросающееся в глаза — наличие тончайшей механической клавиатуры, одновременно играющей роль съёмной крышки. Прочие особенности связаны с электронной частью. Если Айпад и Android-планшетки слегка неполноценны, Surface по функциональности ближе к компьютерам: настоящий USB-разъём (через который можно подзаряжать более мелкую электронику, вроде мобильного телефона), Wi-Fi, слот для карточек микро-SD, выход на внешний дисплей, две камеры, тачпад на съёмной клавиатуре.

Решение изящное, оригинальное — одним росчерком закрывающее главную проблему, преследующую планшетки с самого их рождения: неприспособленность для серьёзных задач. Если позволите каплю эмоций, Surface заставляет вспомнить ту Microsoft, которую мы знали лет двадцать назад — и которой гордились, потому что она была пионером, способным встряхнуть индустрию яркими, новыми, интересными идеями.

Surface выйдет в двух вариантах. Первый, с ARM-процессором Tegra от Nvidia и Windows RT, попадёт на прилавки одновременно с самой операционной системой Windows 8 (вероятно, поздней осенью). Второй, более мощный (на x86-совместимом процессоре Intel Core i5, с большим объёмом памяти, более крупный и напоминающий ультрабук, появится на три месяца позже. Цены пока не оглашены, но сказано, что они будут конкурентны с имеющимися на рынке продуктами.

Счастливчики, державшие Surface в руках, в один голос отмечают продуманный дизайн. Устройство хорошо ложится в руки, а если нужно — удобно встаёт на столе, благодаря крышке-клавиатуре и спрятанной на спинке опоре (фото: Microsoft).

Почти ничего не сказано и о программном обеспечении для новой планшетки (известно лишь, что на обоих вариантах точно будет мобильная версия MS Office). Впрочем, аналитики раскритиковали Microsoft за саму идею заняться её производством. Всю свою жизнь (за редкими, единичными исключениями вроде Xbox и Zune) софтверный гигант концентрировался на софте, оставляя выпуск «железа» партнёрам.

Surface превращает её в конкурента не только Apple, доминирующей на планшетном рынке, но и HP, Dell, Samsung, Lenovo и других вендоров, которые тоже занимаются Windows-планшетками. Неужели Microsoft намеревается подмять под себя рынок мобильных устройств с Windows на борту, вытеснив бывших товарищей? Вряд ли. Скорее всего, влив миллиарды долларов в Surface, команда Стива Балмера надеется помочь Windows 8 занять прочное место в планшетном ряду, облегчив партнёрам жизнь.

Вот только осталось ли на рынке место для ещё одной планшетки? О надвигающемся кризисе перепроизводства заговорили уже полгода назад (см. «Великий планшетный исход»), а сегодня можно наблюдать результаты тех предсказаний. Само собой, вендоры стараются снимать продукты с конвейера по-тихому, без шума, который в данном случае только повредит репутации. Но иногда утаить шило в мешке просто невозможно. Так случилось, в частности, с планшеткой Cisco Cius, «казнённой» в конце мая.

В этой колонке речь о Cius шла почти ровно год назад (см. «Нужна ли офису планшетка?»), в контексте дискуссии о целесообразности применения новомодной мобильной электроники на рабочем месте. Вопрос, кстати, открыт до сих пор. Ведь что такое iPad, родоначальник планшетного племени? Всего лишь устройство, спроектированное для потребления — не для создания! — контента (отсюда и пренебрежительно-уменьшительное «планшетка»).

И, несмотря на то, что Айпады, а после и их Android-конкуренты, проникли в деловую среду на волне консюмеризации (также именуемой BYOD, bring your own device — англ. принеси своё устройство; подробнее см. «Всё своё бери с собой»), польза и риски от планшетки в бизнесе по сей день остаются неясными.

Cisco Cius может работать как самостоятельно, так и в паре с док-станцией, через которую подключаются телефонная трубка, клавиатура, мышь, внешний дисплей (фото: Cisco).

Cisco попыталась дать свой ответ, создав устройство, нацеленное на деловые применения. Cius — это 7-дюймовая планшетка под управлением Android, отличающаяся лёгкостью интеграции в ИТ-инфраструктуру предприятия. Благодаря аппаратным (к планшетке прилагалась док-станция, превращавшая её в подобие персоналки) и софтверным (переработанная операционная система с компонентами от Cisco) особенностям, Cius — теоретически — могла стать чуть ли не главным инструментом для среднестатистического офисного работника, заменив телефон, компьютер, и прочее устаревшее барахло. Но — не стала. Да, это был хороший, продуманный продукт, которому эксперты давали оценку не ниже, чем оценивают сегодня MS Surface. И всё-таки «не получилось».

Убийцей Cius стал всё тот же BYOD-тренд. Ведь люди несут на рабочее место не просто планшетки. Они несут только то, что нравится им лично. И компании, закупающие планшетки для своих нужд, ориентируются прежде всего на рекомендации своих же сотрудников. А какая планшетка доминирует среди обывателей? iPad. В результате и в офисе (по разным оценкам) от двух из трёх до трёх из каждый четырёх планшеток составляет тот же продукт Apple. Теперь очевидно: наивно надеяться, что бизнесы станут покупать устройство, пусть и заточенное под офисное применение, но никому неизвестное. Это подозревали уже когда Cisco запускала свою Cius (полтора года назад), но компания решила попытать счастья несмотря ни на что. Теперь её первые лица признают ошибку.

Какой-то успех у Cius, видимо, был, но, как объясняют в Cisco, если не можешь достичь запланированных объёмов продаж, проект нужно сворачивать. Что и сделано. Cius останется как продукт для некоторых клиентов Cisco, однако развиваться он больше не будет. Компания перенесёт акцент на программное обеспечение для персональных коммуникаций и коллективной работы в офисе, функционирующее на любом устройстве и операционной системе (в том числе благодаря фундаменту в виде свободной платформы Jabber).

Прощаясь с Cius, западная пресса задаётся вопросом: так осталось ли вообще место для такого продукта как корпоративная планшетка? Может быть его функции безвозвратно поглощены консюмерскими устройствами (а-ля iPad, Kindle Fire, Galaxy Tab)? Кому нужно никому незнакомое специализированное устройство, если тот же функционал можно реализовать программно, в форме приложений, а цена планшетки, ориентированной на массовый рынок, всегда будет ниже, чем для продукта, ориентированного на узкую офисную нишу?

В этом смысле Microsoft, конечно, выбрала верный курс. Теоретически (не принимая во внимание «мелочи» вроде сырого пользовательского интерфейса, см. «К старту готова!») её Windows 8 и Surface одинаково хороши как на диване, так и на рабочем столе. Что — опять же в теории — должно помочь им проникнуть и туда, и туда. Но вот какой кусок удастся откусить софтверному гиганту от 80-миллиардного планшетного рынка (планируемый мировой объём на 2012), аналитики предсказать теперь не берутся. Точнее, делают это очень осторожно и сильно расходясь во мнениях. Печальный пример HP TouchPad, RIM PlayBook (формально жива, но жестоко страдает от нехватки спроса) и Cisco Cius заставляет быть осторожным.


BYOD,планшетка,офис,Surface,Cisco,Cius,Microsoft,пост-PC,кризис_PC




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены