, "Компьютерра-онлайн", 6 августа 2004
Предваряя могущее показаться скучным погружение в юридическую казуистику, прошу вас, уважаемые читатели, запастись терпением и осилить сегодняшнюю колонку от начала и до финальной точки. Речь пойдёт об операционной системе Linux, корпоративном эгоизме, опасностях, подстерегающих приверженцев свободной ОС в России, а также о бойкоте, объявленном автором этой колонки известной российской компании. Да, да, ошибки здесь нет. О скандале, раздутом SCO Group слышал каждый - из-за поставленных на кон миллиардных сумм. Творящееся сегодня у нас под боком несравнимо по масштабу и может остаться незамеченным, но оно стоит того, чтобы о нём услышал каждый - по крайней мере, из числа русскоговорящих приверженцев Linux. Экскурс же в терминологию необходим, чтобы вы могли в полной мере прочувствовать опасность, которой, вероятно, подвергаетесь.
Но прежде чем перейти к деталям истории, стоит разобраться с тем, что такое торговая марка (называемая в России также товарным знаком). Каждый из вас, вне всякого сомнения, сталкивался с торговыми марками лично: обычно это слово, фраза или символ, нанесённые на некий продукт и помеченные буковками "TM" или значком "(r)". Собственно говоря, законодательство, охраняющее права владельцев торговых марок, варьируется от страны к стране, так что в отдельных государствах в качестве торговых знаков могут быть использованы даже цвета, звуки и запахи. Объединяет их одно: торговая марка призвана помочь производителю обособить свой продукт, выделить его в массе похожих, помочь распознать покупателю. Торговая марка близка по своим свойствам к копирайту, но последний защищает сам результат труда, а торговый знак защищает свидетельство его происхождения.
Стандартная практика законодательства о торговых знаках, справедливая и для России, предполагает право владельца торговой марки единолично контролировать её - марки - использование. Так, к примеру, если некая компания решится пометить свой продукт чужой торговой маркой, она тем самым почти наверняка преступит закон. Но владельцы торговых знаков обладают правом контролировать употребление своих торговых марок и более широко: к примеру, они могут вообще запретить кому-либо упоминать свою торговую марку. Обычно, впрочем, производители довольствуются тем, что каждое упоминание торговой марки сопровождается упоминанием её владельца ("Linux - зарегистрированная торговая марка Линуса Торвальдса"). Также, сочтя нужным, владелец торговой марки вправе обязать всех употреблять свой торговый знак только определённым образом или в определённом контексте: к примеру, Adobe требует веб-мастеров заменять термин "photoshopped" (букв. обработанный с помощью Photoshop) на фразу "modified by Adobe(r) Photoshop(r)" (значение то же).
Теперь, пожалуйста, будьте особенно внимательны. Практика торговых знаков, в большинстве областей человеческой деятельности кажущаяся естественной и разумной, приводит к неожиданным нестыковкам в мире свободного программного обеспечения и, в частности, в мире Linux. Не нужно объяснять почему, завладев диском с операционной системой Microsoft Windows XP, вы не станете изготавливать копии этого продукта и открыто продавать их, выдавая за тот же продукт. В мире свободного софта - я имею в виду программное обеспечение, публикуемое на условиях лицензии GNU GPL и близких к ней по сути - всё обстоит с точностью до наоборот: получив, к примеру, копию ядра операционной системы Linux, вы получаете и право распространять её под тем же названием, бесплатно или за деньги. Единственное, что от вас требуется (согласно лицензии), это предоставить людям, которые получат копию продукта из ваших рук, те же права и возможности, которые были предоставлены вам. Благодаря этому, а точнее - за счёт - живёт бесчисленное множество проектов, полностью или частично посвящённых свободному софту. Один из таких проектов, веб-ресурс Knoppix.ru/Linux.su, был создан полтора года назад автором этой колонки.
Обычная практика распространения свободного программного обеспечения предполагает, что копии продукта идентифицируются тем же именем, которое носил оригинал. Распространяя копии упомянутого выше ядра Linux или, к примеру, дистрибутива Knoppix, вы скорее всего сочтёте разумным сохранить их названия, облегчив задачу идентификации продукта потенциальным пользователям. В знак уважения к производителю и пользователям, можно указать, что вы не имеете отношения к компании или организации, разработавшей продукт, поэтому его приобретение не предоставляет прав на техническое обслуживание или другие сервисы, возможно предоставляемые производителем с распространяемыми лично им и его официальными партнёрами версиями продукта. Именно так в течение полутора лет работал Linux.su.
Суть проблемы торговых марок в мире свободного софта сводится к тому, что производители могут использовать предоставленное им законом право контролировать употребление торговой марки для ограничения распространения свободного программного обеспечения. Тут, к сожалению, всё зависит от честности каждого конкретного разработчика. Одни - и таких, к счастью, большинство - требуют лишь упоминания принадлежности торгового знака. Так, к примеру, действует Линус Торвальдс, владеющий торговой маркой "Linux". Назовём такой подход честным.
Другие разработчики - преимущественно, это компании, извлекающие из свободного программного обеспечения прямую выгоду - запрещают использование своих торговых марок сторонними лицами и организациями. Комбинируя этот приём с размещением на информационных носителях свободного и проприетарного (такого, на который не распространяется действие свободных лицензий) кода, они эффективно ограничивают свободное распространение своих программных продуктов. Да, их продукты основаны на разработках Линуса и сотен тысяч независимых программистов (возможно и ваших лично!), но вы уже не вправе свободно копировать их из-за массы юридических тонкостей и скрытой угрозы попасть под суд. Такой корпоративный эгоизм рано или поздно (ценой чьих-то усилий и, вероятно, жертв) будет изничтожен, но пока Linspire (бывшая Lindows), SuSE, RedHat, MandrakeSoft и другие компании успешно его практикуют.
Здесь мы, наконец, подходим к самой сути случившегося. В России крупных разработчиков Linux сравнительно немного. Среди них - компания ALT Linux, выпускающая семейство одноимённых дистрибутивов свободной ОС. "ALT Linux" является зарегистрированной торговой маркой, но до сих пор эта компания не ограничивала использование своего торгового знака. Распространением копий дистрибутивов ALT Linux занимался в том числе и мой ресурс, Linux.su. На этой неделе ALT Linux поменяла свою политику: мне пришло письмо (и, судя по его тексту, не мне одному) за подписью генерального директора компании ALT Linux Алексей Смирнова, общий смысл которого сводится к необходимости заключения некоего договора с ALT Linux для продолжения распространения разрабатываемого этой компанией дистрибутива с моего сайта.
Поскольку я собираюсь призвать вас последовать моему примеру, прошу внимательно оценить мою позицию. Она проста. В том, что касается свободного программного обеспечения я исключаю любые частные случаи. Применительно к продукции ALT Linux (развиваемой под GPL) это означает, что мне не интересно, каковы условия договора, который мне предлагается заключить. Будет ли это формальное подписание бумажки или подпись под обязательством об отчислении процентов - для меня это не важно. Важно только то, что кто-то пытается ограничить свободу, предоставленную мне лицензией GPL. Поскольку неправомерное использование торговой марки в России может повлечь за собой штраф, общественные работы и даже ограничение свободы, а принадлежащий мне веб-сайт полтора года занимался распространением копий дистрибутивов ALT Linux под их оригинальным названием, я теперь рискую попасть под судебное преследование со стороны производителя. Поэтому я не ограничиваюсь одним лишь удалением дистрибутивов ALT Linux со своего сайта, а призываю всё Linux-сообщество бойкотировать продукты этой компании. Поймите: вы можете стать следующим!
Эта история отлично иллюстрирует общую неустойчивость мира свободного программного обеспечения. Ведь даже сам Линус Торвальдс однажды - Линус, прости! - впав в старческий маразм будет вправе изменить правила использования торговой марки "Linux" и тем самым поставить жирный крест на всём (!) Linux-сообществе. Есть лишь способ минимизировать риск: избегать использования свободных программных продуктов, частично или полностью развиваемых коммерческими компаниями. Я реализовал этот принцип для себя полным переходом к дистрибутиву Debian, судьба которого решается группой независимых пользователей и программистов. Это означает, что участники проекта Debian никогда не обратят законодательство об интеллектуальной собственности против меня. Вот уже почти год Debian работает на моём наладоннике (читайте "Пингвин в кармане"), три месяца на моём ноутбуке (читайте "Выставляем окна"), до конца лета он будет работать и на моём десктопе. Кстати, сменив ALT Linux Junior. ALT Linux - замечательный отечественный продукт, но эгоизм правообладателя рано или поздно задушит и это начинание.