- Knoppix - ДЛЯ ДЕЛА: ПРОФИ - Debian - ДЛЯ ДЕЛА: РОЛЛЫ - ArchLinux - ДЛЯ ДЕЛА: СОБЕРИ САМ - Gentoo - ДЛЯ ДЕЛА: ЛЁГКИЕ - TinyMe - ЗАЩИТА - Openwall - МУЛЬТИМЕДИЯ - Planet CCRMA - ПРИЛОЖЕНИЯ - OpenDisc - ДЛЯ ЗАБАВЫ - Линукс Геймер - ЭКСПЕРИМЕНТ - коЛинуксы - РОДНЯ - BSD-семейство - УСТАРЕВШИЕ - ASP Linux -
(2003 - 2011) ПИНГВИН В КАРМАНЕ |
Linux порою называют старой системой, подразумевая доставшиеся ей в наследство от древних Юниксов системные компоненты. Однако, возраст самой ОС и многих её "запчастей" часто не идёт ни в какое сравнение с возрастом прикладных инструментов, с которыми можно здесь работать. Эти выходцы из далёкого прошлого - времён, когда и персональный компьютер-то как класс, либо не существовал вовсе, либо только становился на ноги! - восхитительны своей таинственностью и какой-то мистической мощью. Избитый пример такого приложения - редактор Vi (первый в мире текстовый редактор!), в слегка модифицированном виде и сегодня поставляемый с каждым Линукс-дистрибутивом. Но параллельно с этим старцем живут и другие программы, на одной из которых сегодня хотелось бы остановиться. Речь пойдёт о программе POV-Ray - компьютерном динозавре, способным дать фору многим из его более молодых аналогов [www.povray.org]. POV-Ray - среда для высококачественного рендеринга объёмных изображений, основанная на методе трассировки лучей (т.н. рейтрейсинг - отсюда и само название программы, расшифровывающееся как Persistence of Vision Raytracer). Но аналогии с популярными нынче визуальными инструментами для 3D-моделирования и рендеринга вроде Blender3D, весьма условны. POV-Ray - это настоящий язык программирования, язык для описания трёхмерных пространств, для использования которого требуется знать его команды и уметь слагать их в слитный код. Корнями наш герой уходит в такое далёкое прошлое, что и поверить трудно. Как гласит легенда, в один прекрасный день, где-то в начале 80-ых, некто Девид Кирк Бак, работавший тогда на Амиге, ухитрился скомпилировать на своей машине какой-то из примитивных юниксовых рейтрейсеров и, разочаровавшись в том, что увидел, решил написать такую программу сам. Свою разработку он назвал нехитро - DKBTrace (по собственным инициалам), и после нескольких лет труда, в 1987-ом, силами другого классика, Аарона Коллинза, она была перенесена на PC. Наконец, ещё два года спустя, к моменту, когда над DKBTrace уже трудилась команда энтузиастов, Девид отошёл от дел и предложил сменить программе имя. Тогда-то и родилось "POV-Ray". Одно из прямых следствий столь длинной истории - странности в вопросах лицензирования. Когда Бак только приступал к работе, о популярной нынче GPL ещё никто не слышал, поэтому он решил проблему по-своему, написав лицензию специально для своего детища. Сегодня она называется POV-Ray License и в целом может быть охарактеризована как свободная, хоть и с рядом существенных ограничений. Судите сами: исходные тексты POV-Ray открыты и разрешено бесплатное распространение её копий, однако, перепродажа программы и использование исходников в других продуктах запрещены. Возможно, это узкое место будет устранено в будущих версиях POV-Ray: на сегодня самой свежей является 3.6, а сообщество пользователей и разработчиков обсуждает возможность полной переработки кода в версии 4.0 с одновременным переходом на более свободную лицензию. Так или иначе, за два десятка лет эволюции POV-Ray не только не устарел (морально или технически), но напротив - развился до невообразимых ступеней совершенства. POV-Ray сегодня это полноценный язык программирования, содержащий все необходимые конструкции для реализации сколь угодно сложных алгоритмов (макросы, циклы - всё это присутствует) и массу функций для воплощения в памяти машины практически всего, что только можно себе вообразить в плане физики света - текстур, источников освещения, атмосферных эффектов, отражений/преломлений и прочего, и прочего. POV-Ray идёт в ногу со временем и, в частности, оптимизирован для 64-битных процессоров, поддерживает массу современных графических форматов. Параллельно, силами тысяч безвестных пользователей, наработана гигантская бибилиотека сопроводительной документации и примеров. Среди них немало просто потрясающих работ, заслуживающих отдельного разговора. К примеру, постер, размещённый ниже, срендерен в POV-Ray лично Марком Шатлворфом (основателем Ubuntu Linux [linux.su/ubuntu.shtml]) на его собственном ноутбуке во время пребывания на Международной космической станции! Конечно же, за время своего развития POV-Ray оброс и вспомогательными инструментами, призванными облегчить его использование. Многие современные программы для визуального объёмного моделирования умеют импортировать и экспортировать файлы в формате, понимаемом POV-Ray. Таковы Blender3D [blender3d.org], Wings3D [www.wings3d.com], и другие. Есть и моделлеры, специально спроектированные для POV-Ray - взгляните, к примеру, на KpovModeler [www.kpovmodeler.org]. Ну, а результаты говорят сами за себя: сегодняшний текст иллюстрирован работами, выполненными с помощью POV-Ray, и занявшими первые места в различных международных конкурсах. Быть может, следующим победителем POVCOMP [www.povcomp.com] или POV-Ray Short Code Contest [astronomy.swin.edu.au/~pbourke/povray/scc3/] станет кто-то из вас? Вы можете обсудить этот материал в посвящённом ему разделе нашего форума: knoppix.ru/forum3/viewforum.php?f=21 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
материалов cайта ссылка на Knoppix.ru обязательна (c) Knoppix.ru 2003 - 16 |