- Knoppix - ДЛЯ ДЕЛА: ПРОФИ - Debian - ДЛЯ ДЕЛА: РОЛЛЫ - ArchLinux - ДЛЯ ДЕЛА: СОБЕРИ САМ - Gentoo - ДЛЯ ДЕЛА: ЛЁГКИЕ - TinyMe - ЗАЩИТА - Openwall - МУЛЬТИМЕДИЯ - Planet CCRMA - ПРИЛОЖЕНИЯ - OpenDisc - ДЛЯ ЗАБАВЫ - Линукс Геймер - ЭКСПЕРИМЕНТ - коЛинуксы - РОДНЯ - BSD-семейство - УСТАРЕВШИЕ - ASP Linux -
(2003 - 2011) ПИНГВИН В КАРМАНЕ |
Аналитики и комментаторы не устают ломать копья в дискуссиях и исследованиях на тему того, готова ли Linux к захвату огромного плацдарма домашних персоналок и офисных десктопов. Общее мнение пока, как ни прискорбно это констатировать для каждого, кто связан с Линуксом достаточно тесно, склоняется в пользу готовности свободной операционной системы только для бизнес-пользователей. Так социологи известной компании IDC указывают на быстрое проникновение Linux в деловую сферу (в основном за счёт вытеснения других UNIX-систем и некоторого притеснения Microsoft Windows), но высказывают сомнение по поводу возможности такого же блицкрига среди рядовых юзеров [www.pcworld.com]. Что интересно, прогресс здесь всё же есть: причиной трудностей всё чаще называют не недостаток программного обеспечения (мифический, кстати, недостаток - уж для дома среди тысяч пакетов Debian, Gentoo или Fedora/Red Hat найдётся всё необходимое), а отсутствие квалифицированных специалистов среди... друзей и знакомых. Ведь первым, к кому обращается типичный юзер средней руки при возникновении проблем с компьютером, оказывается именно друг, сосед или коллега. И, учитывая сравнительно небольшую численность линуксоидного племени (распространённая оценка: около 5% от общего числа компьютерных пользователей), шанс наткнуться на человека, работавшего с Linux, невелик. Роль форумов, чатов и почтовых конференций недооценивается - и совершенно зря! Поверьте на слово (и, надеюсь, знатоки подтвердят): если вы новичок и у вас есть вопросы, именно через Интернет можно получить ответ быстрее всего. Стоит только помнить об элементарной вежливости и не пытаться рассматривать добровольных консультантов в роли бесплатных преподавателей информатики, терпение которых безгранично :-) Кстати, на форуме нашего сайта за лучшие ответы и вопросы ещё и премируют. Очередное награждение - завтра. Впрочем, я отвлёкся. Поговорить сегодня хотелось бы о другом: о том, что является может быть самой привлекательной стороной свободы Linux: ничем не ограниченной возможности ставить эксперименты. Да, возможно, свободная ОС и не готова для мейнстрима, но переоценить её потенциал в роли инструмента для познания мира, трудно. Ведь исходные тексты всей системы и большинства приложений для неё открыты, и никто не запрещает поменять команду тут, и добавить блок кода вот туда. В результате чего на свет появляются необычные, удивительные и уникальные разработки. Которыми опять же можно просто любоваться, а можно и попытаться применить. Помните, чем всегда гордилась компания Apple? Отсутствием в её операционной системе текстового режима. Графический интерфейс пользователя был режимом работы системы по умолчанию. В Linux всё начиналось стандартно, с текстового режима, в котором происходит общение пользователя с ядром и программами. X Window была добавлена лишь через год после того, как Линус написал основу будущей операционной системы, причём и сегодня это лишь навесок над ядром. Но идея жива и благодаря экспериментирующим хакерам, тринадцать лет спустя после своего рождения ядро Linux наконец обрело собственный GUI [http://home.comcast.net/~plinius/fbui.html]. "Невозможное" сделал некто Зак Смит: он написал миниатюрную (мало какая современная программа может похвастаться объёмом всего в несколько десятков килобайт!) заплатку к исходным текстам ядра Linux, реализующую функции графического интерфейса. Установив такую заплатку на последнюю версию ядра (2.6.9), вы сможете работать с графическими окнами прямо в консоли. Смит видит свой продукт (под названием FBUI) как альтернативу X Window для встраиваемых систем и вообще компьютеров с ограниченной мощностью: сама заплатка плюс библиотека графических функций для неё, а также эмулятор терминала и оконный менеджер суммарно занимают лишь около ста килобайт. К сожалению, прикладные программы под неё придётся писать заново - ведь функции GUI Смита отличаются от функций X Window. Но маленькие размеры и интеграция с ядром делают FBUI замечательным инструментом для построения красивых инсталляторов Linux. Только представьте: вместо обычных текстовых интерфейсов, пугающих новичков, каждый, даже самый минималистичный Linux-дистрибутив, теперь сможет сразу же работать в графическом режиме. Другой замечательный эксперимент, наделавший шуму, это системный загрузчик TCCBOOT [fabrice.bellard.free.fr/tcc/]. Племя загрузчиков знакомо вам по продуктам Lilo и GRUB. После включения компьютера и проведения начальных тестов программой BIOS, именно загрузчику передаётся управление, а он уже отыскивает на жёстком диске ядро и размещает его в оперативной памяти. Обычные загрузчики решают эту задачу "в лоб", подгружая готовый (читайте: уже откомпилированный) образ ядра Linux. TCCBOOT поступает хитрее: он грузит с диска исходники ядра, компилирует их, после чего запускает. Что самое интригующее, на ядро "средней" конфигурации, при работе на процессоре Pentium 4 с тактовой частотой 2.4 ГГц, у него уходит всего 15 секунд. Корень таких фантастических скоростей следует искать в компиляторе, на котором основан TCCBOOT - это (тоже, кстати, экспериментальный) TinyCC: крохотный C-компилятор, работающий вдесятеро быстрее GCC, но сохранивший с ним совместимость. Зачем нужен перекомпилируемый каждый раз системный загрузчик и вообще компиляция программ на лету? Да всё за тем же - для максимальной производительности. Конечно, на стандартных 32-битных процессорах лишь немногие программы, будучи скомпилированы под конкретный чип, покажут значительный прирост скорости работы. Но появление чипов с несколькими ядрами (в будущем году и AMD, и Intel планируют такие продукты), переход на 64 разряда делают рекомпиляцию очень выгодной. Есть за что позавидовать пользователям дистрибутива Gentoo! Духом экспериментаторства в мире Linux и свободного софта пропитана буквально каждая веб-страница и строчка кода. И временами теряешься в этом потоке смелых идей, пытаясь сообразить, а для чего собственно нужен очередной проект. Хороший тому пример - программа InformationSpace [www.softcentral.com]. Взгляните на картинку: здесь представлен типичный результат её работы. Если строго, то InformationSpace - инструмент для изучения двоичных автоматов, работа которых может быть описана набором простых правил. Задав этот самый набор, определяющий поведение автомата в зависимости от момента времени и состояния окружающего пространства, с помощью InformationSpace можно проследить его эволюцию. В простейшем случае - посмотреть развитие популяции точек из игры "Жизнь". В более сложном - понаблюдать за тьюрмитами. Всего не перечесть и не понять: двоичные автоматы по сей день остаются загадкой даже для учёных. В заключение хочется привести ещё один пример того, сколь велики масштабы эксперимента под названием Linux. Здесь каждый найдёт инструмент и область исследований по душе. Не обделены даже самые маленькие пользователи. Забавная софтинка под названием Tux Paint - отличный набор для проведения изысканий в области компьютерной графики, не требующий ни знаний об операционной системе, ни каких бы то ни было вообще навыков работы с компьютером, кроме пожалуй что умения водить мышь [www.newbreedsoftware.com/tuxpaint/]. Tux Paint, названный в честь пингвина, ставшего символом Linux, ориентирован на самую младшую аудиторию (от 3-х лет) и, кстати, русифицирован. Забавный анимированный интерфейс (подсказками помогает лично Тукс) с озвучкой, наличие необходимого и достаточного функционального минимума (вплоть до отмены команд) и способность работать на весьма маломощных машинах (P-133) делают эту программку просто незаменимой для домашних лабораторий с сотрудниками до- и младшего школьного возраста :-) Успехов!
Вы всегда можете обратиться к этой заметке, воспользовавшись адресом Linux.SU/011104.shtml Прежде чем перейти к обещанной основной софтверной части, позвольте поблагодарить всех, кто находит время написать отклик на ту или иную статью и заметку. Только и исключительно благодаря вам, моей лени не удаётся одержать окончательную победу над сознанием, в результате чего время от времени на свет появляются работы вроде опубликованной год назад на сайте "Компьютерры" "Пингвина в кармане" [www.computerra.ru/focus/coment/29823/]. Сегодня там же читайте продолжение рассказа - "Пингвин в кармане. Год спустя" [www.computerra.ru/think/sentinel/36474/]. Да, всем кодам назло русификация Familiar Linux осуществлена - и если вы решитесь повторить эксперимент (а может быть и продолжить уже с новыми силами!), приглашаю вас заодно на посвящённую этому дистрибутиву страничку нашего сайта [linux.su/ipaq.shtml], где выложена русская раскладка виртуальной клавиатуры, а также на форум, отданный целиком и полностью наладонно-линуксовой тематике [knoppix.ru/forum3/viewforum.php?f=19]. Вспомнив про Familiar, который является отпрыском дистрибутива Debian, было бы грех обойти вниманием ту путаницу, которая предстаёт перед взором каждого новичка, решившего разобраться в семейных хитросплетениях дебианова семейства. На самом деле всё просто и логично, особенно если знать, с какого конца начать распутывать этот клубок =) Основой для всех построенных на Debian дистрибутивов являются три его разновидности: Debian Stable (стабильный), также известный под кличкой Woody, Debian Testing (тестируемый), также известный как Sarge, и Debian Unstable (экспериментальный), более известный под именем sid. Debian Woody можно рассматривать как наиболее консервативный продукт: его составили примерно два года назад и с тех пор никаких серьёзных изменений в наполняющие его программные продукты не вносится. Делается это сами понимаете для чего - чтобы ненароком не испортить главного качества Woody, его стабильности. Лишь в случае обнаружения в программах, входящих в Woody, серьёзных ошибок, выпускаются заплатки. Это событие редкое, но именно оно случилось на днях: Debian Woody был обновлён до версии 3.0r3, причём в апдейт вошли только заплатки, устраняющие грубые ошибки в безопасности [http.us.debian.org]. Debian sid является прямой противоположностью Woody: в sid постоянно включаются новые программы, а имеющиеся - постоянно обновляются. sid выполняет роль эдакого испытательного полигона, на котором проходят проверку самые последние новинки. Те из них, которые покажут себя с лучшей стороны (не будут конфликтовать с другими пакетами), через некоторое, часто - непродолжительное (но минимум неделя) - время переходят в тестируемый Sarge. Таким образом именно Debian Sarge (обновляющийся раз в неделю) оказывается той золотой серединой, которая лучше всего подходит для домашнего использования. На Sarge основан и наш Дебиан НОРМА [linux.su/debian.shtml]. После этого генеалогического погружения, вы без труда разберётесь с любой новостью, которая как-то затрагивает Debian-тематику - а новости такие идут сплошным потоком, ибо Debian - являясь истинно свободным дистрибутивом (у него нет другого хозяина кроме сообщества пользователей), привлекает внимание очень многих экспериментаторов. Достаточно сказать, что Knoppix основан именно на Debian, и упомянутый выше Familiar - тоже прямой его потомок. К Debian восходит и набирающий популярность "живой" дистрибутив Gnoppix [www.gnoppix.org]. Ставший классикой Knoppix использует в качестве основной рабочей среды считающуюся похожей на MS Windows среду KDE. При этом другая популярная графическая среда, Gnome, из Knoppix исключена. Gnoppix, напротив, целиком построен на Gnome. У такого варианта есть свои преимущества: считается, что Gnome-приложения, используя в качестве кодировки по умолчанию юникод, легче адаптируются к национальным языкам (в частности, к русскому). Кроме того, многих Gnome привлекает чисто эстетически: пользовательский интерфейс программ, эксплуатирующих графической движок GTK2 (основа Gnome), по-хорошему прост и симпатичен. Самая свежая версия Gnoppix - 0.81. Впрочем, если быть дотошным, нужно заметить, что между Gnoppix и Debian есть ещё одно звено. Это дистрибутив Ubuntu [www.ubuntulinux.org], о котором в последнее время так много говорят, возможно, по причине его "внеатмосферного" происхождения. Нет, обитателям Международной космической станции пока есть чем заняться, нежели править исходники свободной ОС, но всё же связь налицо: проект Ubuntu финансируется компанией Canonical Ltd., принадлежащей южноафриканскому (отсюда и название) Интернет-предпринимателю Марку Шатлворфу. Тому самому, который сделал миллионы в эпоху дот-ком бума, а после стал вторым в истории человечества космическим туристом, заплатив 20 миллионов американских рублей за восьмидневный вояж на МКС. Но вернёмся к софту :-) Ubuntu - коммерческая версия Debian, отличающаяся тщательно продуманной политикой техподдержки. Сам дистрибутив обновляется один раз в шесть месяцев, при этом покупка Ubuntu у разработчика даёт клиенту право на поддержку в течение полутора лет после выпуска купленной им версии продукта. Таким образом сохраняется и достаточная стабильность программного обеспечения, и версии программ достаточно свежи. Ubuntu 4.10 вышел два дня назад. Спору нет, было бы несправедливо сводить весь мир Linux-дистрибутивов к одному лишь Debian - и сегодня есть хорошая возможность проиллюстрировать этот факт на совсем горяченьких примерах. Компания MandrakeSoft порадовала своих поклонников свежей стабильной версией одноимённого продукта: Mandrake 10.1 Official [www.mandrakesoft.com] доступен пока, правда, только участникам клуба MandrakeSoft. В функциональном списке Mandrake 10.1 Official - прозрачная поддержка Wi-Fi, Bluetooth и "беспроводного" чипсета Centrino, улучшенная поддержка ноутбуков, и прочее с общей целью достижения максимальной производительности при хорошей стабильности системы. Можно надеяться на то, что Mandrake Linux не потеряет доброй славы самого дружелюбного дистрибутива, но при этом не подтвердит и дурной славы самого медленного. Приверженцы лагерей KDE и Gnome найдут в нём инструменты по душе: в комплекте - KDE 3.2.3 и Gnome 2.6. Наконец, выпущена и новая SuSE Linux [www.suse.com]. Версия 9.2, при прочих идентичных с Mandrake заявленных инновациях, выделяется ядром: SuSE Linux 9.2 использует ядро 2.6.8. Удручает лишь, что продукт совершенно однозначно коммерческий и, в отличие от того же Mandrake Linux, бесплатно распространяться не будет. Любопытствующим оставлен только не совсем полноценный "живой" вариант, работающий с CD. Впрочем, завершить сегодняшний обзор хочется на светлой ноте: могу обещать, что в самое ближайшее время на нашем сайте появятся многие из дистрибутивов, о которых шла речь выше. И вообще, после разговоров о системах и функциях, самое время расслабиться, попробовав что-нибудь простенькое, приземлённое и симпатичное. Из свежего рекомендую Wormux [www.wormux.org] - замечательную игрушку, близкую по духу к наверняка памятной всем и каждому Worms для Windows. Wormux, стопроцентно свободная, находится в стадии разработки, но уже и сейчас она более чем играбельна: качественная озвучка, забавная графика с поддержкой OpenGL, одним словом креатив. Наслаждайтесь! =) Вы всегда можете обратиться к этой заметке, воспользовавшись адресом Linux.SU/291004.shtml |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
материалов cайта ссылка на Knoppix.ru обязательна (c) Knoppix.ru 2003 - 12 |