- Knoppix - ДЛЯ ДЕЛА: ПРОФИ - Debian - ДЛЯ ДЕЛА: РОЛЛЫ - ArchLinux - ДЛЯ ДЕЛА: СОБЕРИ САМ - Gentoo - ДЛЯ ДЕЛА: ЛЁГКИЕ - TinyMe - ЗАЩИТА - Openwall - МУЛЬТИМЕДИЯ - Planet CCRMA - ПРИЛОЖЕНИЯ - OpenDisc - ДЛЯ ЗАБАВЫ - Линукс Геймер - ЭКСПЕРИМЕНТ - коЛинуксы - РОДНЯ - BSD-семейство - УСТАРЕВШИЕ - ASP Linux -
(2003 - 2011) ПИНГВИН В КАРМАНЕ |
Октябрь отправлен в архив и сегодняшнюю Сводку по старой и доброй традиции предлагаю начать с награждения. Вот список счастливчиков, удостоившихся призов за октябрьские постинги на форуме Linux.su: Fotograf - за беспрецедентный размах в вопросе выбора дистрибутива по душе и непрерывное поддержание форумного сообщества в курсе своего сражения аж с шестью дистрибутивами! Уведомления победителям будут разосланы в ближайшие часы, а ноябрь тем временем уже начался - и я призываю всех вас активней участвовать в форумных баталиях. Тем более, что с этого месяца правила нашего конкурса меняются в лучшую сторону: если раньше призы присуждались за три лучших ответа и лучший вопрос, отныне все четыре приза в 300 рублей будут отдаваться авторам просто четырёх самых интересных постингов. Ваши вопросы, ответы, комментарии, истории и рассказы о себе любимом - любое и каждое письмо на форуме сможет принести вам приз! Специально для желающих рассказать о своём опыте общения с Linux и свободным софтом открывается и отдельный форумный раздел: "История успеха" [knoppix.ru/forum3/viewforum.php?f=20]. Пишите и - удачи вам! А мне, прежде чем перейти к новостям с фронтов, хотелось бы рассказать о маленькой истории, приключившейся, строго говоря, не вчера вечером, но вчера прошедшей свою кульминационную точку. О том, как Линукс обошла MS Windows на направлении совершенно неожиданном - игровом! Речь не о больших играх класса Doom 3, которые под Linux работают, но часто требуют мастерства в настройке. Я говорю о тех маленьких игрушках вроде "Тетриса", "Арканоида" и "Шариков", на которые тратится, наверное, половина всего рабочего времени в каждом офисе и доме :-) Так вот предлагаю вам провести эксперимент: за ограниченное время отыскать и поставить себе на компьютер хотя бы пяток этих классических программ. Мне посчастливилось наблюдать это всё вживую, на примере своей подруги - которая обожает "Шарики" и им подобные игры (как, наверное, и все представительницы прекрасной половины человечества), но столкнулась с трудностями при попытке пополнить свою домашнюю гейм-коллекцию чем-то новеньким. "Шарики" установлены со старого пиратского диска, но вот "Xonix" и упомянутые выше тетрисно-арканоидные клоны приходится искать в Сети, по пересыщенным рекламой игровым сайтам. Увы, почти всё найденное принадлежит к классу shareware и в лучшем случае даёт попробовать один-два уровня. Ситуация осложняется ещё и тем, что не особо мощный компьютер её работает под Windows 98, из-за чего многие современные игрушки отказываются работать вовсе. Так вот Linux неожиданно стал настоящей золотой жилой. В любом современном дистрибутиве мелких игр предостаточно, а Debian, с которым работаю я, в этом смысле и вовсе клад. На поиски уходит несколько минут, на установку (apt-get install при подключении к Сети) ровно столько же, игры свободны. За дебиановским "Ксониксом" убит уже не один десяток часов. Вчера же вечером, после установки арканоида (Gnome-breakout), мой ноутбук был экспроприирован и превращён в аркадный автомат. Работа плакала... :-) Уверен, рассказать оптимистичную историю из своей жизни может каждый, кто работает с Linux хотя бы неделю (и я ещё раз приглашаю всех вас на форум!), но и в "сферах высших" для свободного софта оптимизм не ослабевает. Вчера были опубликованы результаты статистического исследования популярности веб-браузеров, проведённого компанией WebSideStory в США, и данные эти - ещё один повод порадоваться: совокупная доля Mozilla/Firefox вновь увеличилась, достигнув к концу октября примерно 5% [news.com.com]. Под давлением Mozilla, а также альтернативщиков в лице Safari и Opera (на них вместе приходится около 1%), доля Internet Explorer упала ниже 93% и аналитики указывают на сформировавшуюся тенденцию: на протяжении вот уже пяти месяцев доля IE непрерывно снижается, в то время как доля Mozilla столь же неуклонно растёт. И когда этот процесс окончится, предположить никто не берётся. Тем более, что десять тысяч поклонников FireFox (если кто не знает, это чистый браузер, извлечённый из пакета Mozilla - где есть и почтовый клиент, и IRC-клиент, и многое другое) сумели совместно собрать 250 тысяч долларов на проведение беспрецедентной рекламной кампании, посвящённой выходу FireFox 1.0 [www.spreadfirefox.com]. Исторический этот релиз запланирован на 9 ноября и примерно в это же время, оплаченная собранными деньгами, в газете New York Times появится огромная, на полосу, рекламная публикация, посвящённая FireFox. Для участников акции это важно прежде всего потому, что в рекламе мелким шрифтом будут напечатаны их имена, но для всех нас означает новый скачок уровня популярности свободного софта. Через New York Times, другие газеты и веб-рекламу о Mozilla и FireFox услышат миллионы потенциальных пользователей - и в конце концов мы вернём себе Сеть! Вообще, слаженные действия тысяч и даже сотен человек могут многое изменить в судьбе свободного софта. Тео де Раад, руководитель проекта OpenBSD, на днях рассказал как совместное обращение сотен BSD-хакеров помогло "продавить" сопротивление нескольких известных производителей железа [www.theage.com.au]. По призыву Тео пользователи и разработчики OpenBSD писали письма руководству компаний Atmel, Zydas, Conexant, Intel, Texas Instruments с одной и той же просьбой: разрешить свободную редистрибуцию их коммерческих драйверов. Можно даже не открывать код, достаточно лишь, чтобы драйверы к беспроводным сетевым картам было позволено включать в состав дистрибутивов клонов BSD и Linux. И обращение дало результаты: большинство компаний сообщило о готовности начать диалог с де Раадом, и только Texas Instruments пока никак не огреагировала. Интересно, что Тео не преминул покритиковать Linux-сообщество: более многочисленное по сравнению с сообществом пользователей и разработчиков BSD-систем, оно и более пассивно. Как считает де Раад, дурной пример подан лично Линусом Торвальдсом - который никогда не станет обращаться за помощью к компаниям-производителям "железа", а предпочтёт написать драйвер самостоятельно. Кстати, интересующимся системами семейства BSD стоит обратить внимание на вышедшую OpenBSD 3.6 (с поддержкой мультипроцессорности и чипов AMD 64) [www.openbsd.com], FreeBSD 5.3 RC2 (имеет все шансы стать финальной версией 5.3) [freebsd.org] и появление своего логотипа у NetBSD: место демона BSD, который чаще ассоциируется с FreeBSD, занял оригинальный флажок [www.netbsd.org]. И на закуску ещё одна оптимистичная новость, на сей раз уже всецело из мира Линукса. Участникам проекта GameCube Linux удалось запустить на игровой приставке Nintendo GameCube графическую среду KDE [www.gc-linux.org]. Результат вы можете оценить сами, по прилагаемому "скриншоту" - и пусть вас не смущают искажённые цвета: работы по переносу Linux на GameCube идут меньше года, так что нерешённых задач ещё хватает. GameCube суть - специализированный компьютер (Power PC 486 МГц, 40 Мбайт RAM, графический ускоритель от ATI, контроллер Ethernet, проприетарный оптический привод), на котором пока в полном объёме не удалось запустить даже ядро свободной ОС. Тем не менее здесь уже можно смотреть видео, играть в игры, слушать музыку. Очередь - за сложными приложениями и KDE как раз одна из первых пташек. Участники этого суперэкстремального эксперимента (достаточно заметить, что Linux загружается в память приставки через "дыру" в одной из игр) шутят, что теперь GameCube можно с полным правом, в соответствии с традициями KDE-сообщества, именовать GameKube :-) Успехов вам, ребята! Вы всегда можете обратиться к этой заметке, воспользовавшись адресом Linux.SU/021104.shtml Аналитики и комментаторы не устают ломать копья в дискуссиях и исследованиях на тему того, готова ли Linux к захвату огромного плацдарма домашних персоналок и офисных десктопов. Общее мнение пока, как ни прискорбно это констатировать для каждого, кто связан с Линуксом достаточно тесно, склоняется в пользу готовности свободной операционной системы только для бизнес-пользователей. Так социологи известной компании IDC указывают на быстрое проникновение Linux в деловую сферу (в основном за счёт вытеснения других UNIX-систем и некоторого притеснения Microsoft Windows), но высказывают сомнение по поводу возможности такого же блицкрига среди рядовых юзеров [www.pcworld.com]. Что интересно, прогресс здесь всё же есть: причиной трудностей всё чаще называют не недостаток программного обеспечения (мифический, кстати, недостаток - уж для дома среди тысяч пакетов Debian, Gentoo или Fedora/Red Hat найдётся всё необходимое), а отсутствие квалифицированных специалистов среди... друзей и знакомых. Ведь первым, к кому обращается типичный юзер средней руки при возникновении проблем с компьютером, оказывается именно друг, сосед или коллега. И, учитывая сравнительно небольшую численность линуксоидного племени (распространённая оценка: около 5% от общего числа компьютерных пользователей), шанс наткнуться на человека, работавшего с Linux, невелик. Роль форумов, чатов и почтовых конференций недооценивается - и совершенно зря! Поверьте на слово (и, надеюсь, знатоки подтвердят): если вы новичок и у вас есть вопросы, именно через Интернет можно получить ответ быстрее всего. Стоит только помнить об элементарной вежливости и не пытаться рассматривать добровольных консультантов в роли бесплатных преподавателей информатики, терпение которых безгранично :-) Кстати, на форуме нашего сайта за лучшие ответы и вопросы ещё и премируют. Очередное награждение - завтра. Впрочем, я отвлёкся. Поговорить сегодня хотелось бы о другом: о том, что является может быть самой привлекательной стороной свободы Linux: ничем не ограниченной возможности ставить эксперименты. Да, возможно, свободная ОС и не готова для мейнстрима, но переоценить её потенциал в роли инструмента для познания мира, трудно. Ведь исходные тексты всей системы и большинства приложений для неё открыты, и никто не запрещает поменять команду тут, и добавить блок кода вот туда. В результате чего на свет появляются необычные, удивительные и уникальные разработки. Которыми опять же можно просто любоваться, а можно и попытаться применить. Помните, чем всегда гордилась компания Apple? Отсутствием в её операционной системе текстового режима. Графический интерфейс пользователя был режимом работы системы по умолчанию. В Linux всё начиналось стандартно, с текстового режима, в котором происходит общение пользователя с ядром и программами. X Window была добавлена лишь через год после того, как Линус написал основу будущей операционной системы, причём и сегодня это лишь навесок над ядром. Но идея жива и благодаря экспериментирующим хакерам, тринадцать лет спустя после своего рождения ядро Linux наконец обрело собственный GUI [http://home.comcast.net/~plinius/fbui.html]. "Невозможное" сделал некто Зак Смит: он написал миниатюрную (мало какая современная программа может похвастаться объёмом всего в несколько десятков килобайт!) заплатку к исходным текстам ядра Linux, реализующую функции графического интерфейса. Установив такую заплатку на последнюю версию ядра (2.6.9), вы сможете работать с графическими окнами прямо в консоли. Смит видит свой продукт (под названием FBUI) как альтернативу X Window для встраиваемых систем и вообще компьютеров с ограниченной мощностью: сама заплатка плюс библиотека графических функций для неё, а также эмулятор терминала и оконный менеджер суммарно занимают лишь около ста килобайт. К сожалению, прикладные программы под неё придётся писать заново - ведь функции GUI Смита отличаются от функций X Window. Но маленькие размеры и интеграция с ядром делают FBUI замечательным инструментом для построения красивых инсталляторов Linux. Только представьте: вместо обычных текстовых интерфейсов, пугающих новичков, каждый, даже самый минималистичный Linux-дистрибутив, теперь сможет сразу же работать в графическом режиме. Другой замечательный эксперимент, наделавший шуму, это системный загрузчик TCCBOOT [fabrice.bellard.free.fr/tcc/]. Племя загрузчиков знакомо вам по продуктам Lilo и GRUB. После включения компьютера и проведения начальных тестов программой BIOS, именно загрузчику передаётся управление, а он уже отыскивает на жёстком диске ядро и размещает его в оперативной памяти. Обычные загрузчики решают эту задачу "в лоб", подгружая готовый (читайте: уже откомпилированный) образ ядра Linux. TCCBOOT поступает хитрее: он грузит с диска исходники ядра, компилирует их, после чего запускает. Что самое интригующее, на ядро "средней" конфигурации, при работе на процессоре Pentium 4 с тактовой частотой 2.4 ГГц, у него уходит всего 15 секунд. Корень таких фантастических скоростей следует искать в компиляторе, на котором основан TCCBOOT - это (тоже, кстати, экспериментальный) TinyCC: крохотный C-компилятор, работающий вдесятеро быстрее GCC, но сохранивший с ним совместимость. Зачем нужен перекомпилируемый каждый раз системный загрузчик и вообще компиляция программ на лету? Да всё за тем же - для максимальной производительности. Конечно, на стандартных 32-битных процессорах лишь немногие программы, будучи скомпилированы под конкретный чип, покажут значительный прирост скорости работы. Но появление чипов с несколькими ядрами (в будущем году и AMD, и Intel планируют такие продукты), переход на 64 разряда делают рекомпиляцию очень выгодной. Есть за что позавидовать пользователям дистрибутива Gentoo! Духом экспериментаторства в мире Linux и свободного софта пропитана буквально каждая веб-страница и строчка кода. И временами теряешься в этом потоке смелых идей, пытаясь сообразить, а для чего собственно нужен очередной проект. Хороший тому пример - программа InformationSpace [www.softcentral.com]. Взгляните на картинку: здесь представлен типичный результат её работы. Если строго, то InformationSpace - инструмент для изучения двоичных автоматов, работа которых может быть описана набором простых правил. Задав этот самый набор, определяющий поведение автомата в зависимости от момента времени и состояния окружающего пространства, с помощью InformationSpace можно проследить его эволюцию. В простейшем случае - посмотреть развитие популяции точек из игры "Жизнь". В более сложном - понаблюдать за тьюрмитами. Всего не перечесть и не понять: двоичные автоматы по сей день остаются загадкой даже для учёных. В заключение хочется привести ещё один пример того, сколь велики масштабы эксперимента под названием Linux. Здесь каждый найдёт инструмент и область исследований по душе. Не обделены даже самые маленькие пользователи. Забавная софтинка под названием Tux Paint - отличный набор для проведения изысканий в области компьютерной графики, не требующий ни знаний об операционной системе, ни каких бы то ни было вообще навыков работы с компьютером, кроме пожалуй что умения водить мышь [www.newbreedsoftware.com/tuxpaint/]. Tux Paint, названный в честь пингвина, ставшего символом Linux, ориентирован на самую младшую аудиторию (от 3-х лет) и, кстати, русифицирован. Забавный анимированный интерфейс (подсказками помогает лично Тукс) с озвучкой, наличие необходимого и достаточного функционального минимума (вплоть до отмены команд) и способность работать на весьма маломощных машинах (P-133) делают эту программку просто незаменимой для домашних лабораторий с сотрудниками до- и младшего школьного возраста :-) Успехов!
Вы всегда можете обратиться к этой заметке, воспользовавшись адресом Linux.SU/011104.shtml |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
материалов cайта ссылка на Knoppix.ru обязательна (c) Knoppix.ru 2003 - 12 |