- Knoppix - ДЛЯ ДЕЛА: ПРОФИ - Debian - ДЛЯ ДЕЛА: РОЛЛЫ - ArchLinux - ДЛЯ ДЕЛА: СОБЕРИ САМ - Gentoo - ДЛЯ ДЕЛА: ЛЁГКИЕ - TinyMe - ЗАЩИТА - Openwall - МУЛЬТИМЕДИЯ - Planet CCRMA - ПРИЛОЖЕНИЯ - OpenDisc - ДЛЯ ЗАБАВЫ - Линукс Геймер - ЭКСПЕРИМЕНТ - коЛинуксы - РОДНЯ - BSD-семейство - УСТАРЕВШИЕ - ASP Linux -
(2003 - 2011) ПИНГВИН В КАРМАНЕ |
Вам часто случается открыть для себя что-то новое в компьютерной сфере? Если так - вы человек везучий. У автора этих строк приятные открытия случаются в последнее время всё реже. Затягивает рутина, да и индустрия не блещет новинками. Но на один, на два месяца обязательно выпадает хоть что-нибудь из ряда вон, что остаётся в памяти надолго. О таком как раз мелком, но приятном пустячке и хочется сейчас рассказать. Дело было минувшей осенью, когда буквально под носом, в каких-то пятнадцати минутах ходьбы от дверей квартиры, в нашем стольном граде Екатеринбурге, после неисчислимых лет стройки и препирательств с чиновниками, открылся торговый центр "Икея". Такой, знаете ли, домашний магазинчик гектаров эдак на дцать. Мебель, товары по хозяйству, продуктовый о сорока пяти кассах, тряпки, электроника и т.п. и т.д. И вот как-то раз, убивая очередной выходной за праздным времяпрепровождением в стенах этого самого супермегамолла, я и открыл для себя фирменный салон компании Apple Computer. Каюсь, на исходе третий десяток, на связанные с Apple темы вот этими самыми пальцами исписаны десятки страниц и сотни килобайт, но вот чтобы живьём - ни разу. Что ж, захожу.
О! Это, скажу я вам, да! Впечатляет! Погружение в параллельное пространство. Стекло, металл, пластик, звуки, цвета и даже вроде бы запахи свои, особенные, "эппловские"! Высятся пирамиды "Айподов", что-то невыразимо приятное льётся из причудливой формы (стерео? квадро? пента?) колонок, блестят неестественно белым стеклянные клавиатуры, на широченных экранах (в реальном времени, без вопросов) синтезятся чудеса компьютерной графики, и кажется сами волны времени с тихим шипением гаснут на серых металлических корпусах "Макинтошей"... Будучи по природе своей стеснительным, робко встаю перед одной из персоналок, чтобы впитать и оценить, но вышколенному в столичных штаб-квартирах консультанту есть кем заняться: я пришёл не один, со мной, соблазнившись необыкновенностью происходящего, боевая подруга. Увы, мне, линуксоиду по призванию, за пять лет совместного проживания и творчества так и не удалось переломить её упрямства, и она по сей день работает с MS Windows. Но - положение обязывает - со свободным софтом она на короткой ноге, с Линуксом и поработать, и поругаться успела неоднократно. И вот - кульминация: подведя девушку к одному из рабочих мест, консультант жестом фокусника раскладывает перед неофитом заморские чудеса. На экране разворачивается представление, призванное в минуту, в_шестьдесят_секунд_и_ни_секундой_больше доказать зрителю, что такого он не увидит более нигде и никогда! Над фантастического вида панелью приложений, над "живыми" обоями рабочего стола всплывают и сворачиваются невиданные декорации, окна меняют цвет и прозрачность, мановением руки экран делится на несколько областей, творится что-то ещё (каюсь, не успел к началу), но... Вместо стука падающего тела консультант слышит "Ой, совсем как в Линуксе!". Занавес.
Нет, не подумайте, я отнюдь не кривляюсь и не собираюсь принижать достоинств продавцов диковинного софта и техники. В Apple трудятся настоящие мастера своего дела, но нынче, как и три, и пять, и десять лет тому назад, работают они не над компьютерами, а над внешним лоском. Visual appeal, привлекательность, неотразимая притягательность - вот их их настоящая специализация. И здесь яблочники преуспели, спорить бесполезно. Зайди в тот раз в салон жертва попроще, будь у её спутника кошелёк потолще - может быть и сломалось бы девичье сердечко, не выдержав всего этого информационно-технического гламура. Ну а про то, сколько стоят программы, задумались бы уже значительно позже, дома, вдоволь насладившись внешним блеском. Что ж, простите мне затянувшееся сверх меры вступление и не подумайте, что подался в лагерь Mac OS X или вернулся под знамёна MS Windows. Отнюдь и даже напротив: последние месяцы убедили в том, что Linux стоит на пороге очередного эволюционного скачка, испытать на себе прелести которого уже успели многие из тех, кто не боится трудностей эксперимента. И в кои-то веки нынешний скачок обещает принести не столько полезного профессионалам, сколько рядовым пользователям. Visual appeal была упомянута не случайно - ведь результатом станет радикальное изменение внешнего облика линуксовых десктопов.
Начало и первая половина девяностых прошли для линуксоидов под знаком голой текстовой консоли. Для компьютеров тех времён ублажать пользователя графическим интерфейсом было тяжестью неподъёмной. С середины девяностых и по наши дни протянулась следующая эпохальная полоса: Линукс обрёл графическую оболочку. KDE, GNOME, XFCE, WindowMaker и многие-многие другие оконные менеджеры и графические среды пользователя облагородили внешний вид рабочего стола. Но - время идёт, не стоят на месте и разработчики компьютерного железа. Появляются на свет новые графические процессоры, создаются и развиваются технологии отображения всё более сложной графики. Возьмите любую современную компьютерную игру и тот же Linux + KDE или Windows XP. Вроде бы и там, и там на экране - графика, цвета, мультипликация, интерактивность. Но даже совсем новичок уловит отличие: в играх графика сложнее и динамичней. Причина понятна: все до единой игрушки пользуются аппаратным ускорением двух- и трёхмерного рисования, тогда как рабочие столы в операционных системах создаются по старинке, без обращения к функциям акселераторов. Впрочем, в MS Windows Vista ситуация уже исправлена. Аналогично и в Mac OS X последних версий рабочий стол отрисовывается с привлечением аппаратного ускорения. Что же Linux? Эволюция идёт и здесь. Герой дня, о котором вы наверняка неоднократно слышали, но не придавали значения, оконный менеджер Beryl [beryl-project.org]. Встречайте - через несколько месяцев он и его отпрыски займут свои мегабайты и на вашем жёстком диске! Как и всякий раз, когда пытаешься дать характеристику чему-то чрезвычайно необычному, описать Beryl непросто. Пожалуй, лучше всего представлять себе эту программу как рядовой оконный менеджер, работающий поверх Linux и X Window. Точно так же, как WindowMaker или XFCE, Beryl управляет отображением окошек на экране компьютера. Однако в отличие от своих прародителей, Beryl рисует на экране через графический ускоритель, встроенный нынче в каждую видеокарту. Точнее, использует функциональность OpenGL, которой как раз и пользуются компьютерные игры. Отличие вроде бы небольшое, но именно оно позволяет наделить новый оконный менеджер массой уникальных свойств.
Первое, что бросится в глаза после запуска Beryl, это настоящая прозрачность окон. Многие линуксовые программы давно предлагают "имитацию прозрачности", рисуя в окошке как будто бы проглядывающие обои рабочего стола. В Beryl всё по-настоящему: при желании прозрачны даже элементы декора, обрамляющего окна. Более тесное знакомство выявляет первые чудеса: свёрнутое окошко динамично "утекает" (в буквальном смысле слова) в панель. Переключение между задачами (классическое Alt + Tab) демонстрирует уменьшенные копии окон и рабочих столов, в которых вживую, в уменьшенном виде, демонстрируется происходящее в самих окнах и на столах (даже видео). Любое окно можно сделать поменьше, и ещё поменьше, и ещё - пока из под него не появятся нужные вам документы. Вот вам и 3D. Самые отчаянные могут перейти с плоскости в пространство и сформировать из своих рабочих столов свободно вращающийся куб, на стенках которого и сквозь стенки видно всё, что происходит в системе. К слову, все скриншоты, оформляющие сегодняшнюю заметку, сделаны в Beryl. Конечно же, как и всё великое, Beryl родился не сразу. Иерархическое древо этой программы насчитывает несколько колен. Насколько можно судить сейчас, у истоков её стояли как независимые энтузиасты, так и вполне себе финансово заинтересованный бизнес - корпорация Novell. Начиная с 2004 года отдельные элементы, ныне сведённые воедино в Beryl, появлялись в проектах Metacity, Xfwm, Luminocity, а непосредственным прародителем стал Compiz [www.go-compiz.org] - на исходниках которого и вырос наш герой. Так уж получилось, что именно Beryl набрал критическую массу заинтересованных пользователей, которая и вывела его "в свет": сегодня Beryl считается самым популярным из оконных менеджеров, пользующихся аппаратным ускорением графики. Кстати, такие программы ещё называют композитными оконными менеджерами.
Путь к славе был тернист. Несколько лет, пока шло обсуждение и апробация первых элементов композитных оконных менеджеров, на форумах линуксоидов царил скепсис. В самом деле, игры играми, но сколь оправдана с практической точки зрения интеграция в рабочий стол линуксоида 3D-ускорения? Зачем? Ради одной только привлекательности? Так ведь это ещё и часто неудобно: по объёмным рабочим столам двумерной мышью не поездишь, текст в прозрачном окне не всегда читабелен и т.п. Тем приятней констатировать, что разработчики Beryl учли значительную часть этих замечаний. В Beryl красота не идёт в ущерб функциональности, и даже появился ряд уникальных функций, делающих работу с компьютером более удобной. К примеру, изображение под прозрачным окном слегка "замыливается" (blur), что сохраняет эстетику не мешая чтению документа. А в ситуациях, когда текст трудно разобрать, можно инвертировать часть изображения или увеличить его виртуальной лупой. "Живые" иконки в панели задач помогают быстро ориентироваться среди открытых документов, не вникая в их названия. А масштабирование окон позволяет уместить на одном рабочем столе даже 17-дюймового монитора невиданное число открытых документов и запущенных программ, легко перенося данные из одной в другую. Сегодня Beryl находится в стадии активной разработки. Даже его функциональность до конца не определена и пока этой программы нет ни в одном стабильном дистрибутиве Linux. Но это не должно остановить вас. Для большинства популярных дистрибутивов уже сделаны пакеты с бета-версиями Beryl и поставить их в Debian, Ubuntu, openSUSE или Mandriva совсем несложно. Если же вас смущает компиляция программ, вы можете отыскать готовый к эксплуатации Beryl в последней версии вечно экспериментального "живого" дистрибутива Knoppix [knoppix.ru/knoppixa.shtml].
На закуску - интрига момента. Уже сегодня у Beryl есть конкурент. Французские энтузиасты разработали собственный композитный оконный менеджер Metisse, пока уступающий по функциональности именитому родственнику, но зато предлагающий собственные интересные функции. Участники проекта называют Metisse "полутрёхмерным менеджером" (2.5D): он вроде бы умеет манипулировать окнами в пространстве, но не вынуждает пользователя выходить за рамки обычного плоского рабочего стола. Так Metisse может развернуть два полноэкранных окошка под углом 45 градусов друг к другу, показав вам их содержимое на одном экране. Или свернуть одно из окошек, удобно обнажив документ, расположенный под ним. Впрочем, что объяснять - лучше один раз увидеть самому! Metisse подхватила Mandriva, так что полюбоваться прелестями программы можно на сайте этой компании [www.mandriva.com/en/projects/metisse]. Beryl сохранил независимость [beryl-project.org]. И ту, и другую программу можно попробовать установить уже сегодня, а к лету они должны войти в состав многих крупных Линукс-дистрибутивов. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
материалов cайта ссылка на Knoppix.ru обязательна (c) Knoppix.ru 2003 - 12 |