- Knoppix - ДЛЯ ДЕЛА: ПРОФИ - Debian - ДЛЯ ДЕЛА: РОЛЛЫ - ArchLinux - ДЛЯ ДЕЛА: СОБЕРИ САМ - Gentoo - ДЛЯ ДЕЛА: ЛЁГКИЕ - TinyMe - ЗАЩИТА - Openwall - МУЛЬТИМЕДИЯ - Planet CCRMA - ПРИЛОЖЕНИЯ - OpenDisc - ДЛЯ ЗАБАВЫ - Линукс Геймер - ЭКСПЕРИМЕНТ - коЛинуксы - РОДНЯ - BSD-семейство - УСТАРЕВШИЕ - ASP Linux -
(2003 - 2011) ПИНГВИН В КАРМАНЕ |
Каждого из нас, пользователей Linux, к вершине мастерства ведёт собственная извилистая тропинка. Но вне зависимости от того, как сложилась индивидуальная карьера, каждый из нас хотя бы однажды нуждался в помощи. Народная мудрость гласит: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Что в переводе на виртуальный диалект можно перевести грубым RTFM («прочтите этот чёртов мануал»)! Впрочем, безусловно справедливый двадцать лет назад, принцип этот с каждым годом теряет свой приоритет. Спору нет, документация (ласково «ма-а-аны»!) в мире Linux — важнейший кирпичик, лежащий в самом основании гигантского здания, в котором живём и которое строим все мы. Но стремительно развивающаяся глобальная компьютерная сеть предлагает новые и новые варианты решения сиюминутных проблем. Не печатает принтер? Нужная программа «вылетает» с ошибкой? Система ведёт себя не так, как вы того ожидали? Не спешите погружаться в документацию. Увы, за некоторым исключением (о, замечательные how-to дистрибутива Gentoo!), линуксовые мануалы составлены программистами и для программистов. Хороший повод взяться за перо тем, кто хочет оставить свой след в истории, но речь сейчас о другом: для рядового пользователя шанс отыскать решение возникшей проблемы разбором манов невелик. Сделайте иначе. Начните с поисковика. Откройте вашу любимую поисковую систему и постарайтесь сформулировать возникшую проблему. Не нужно пытаться строить предложение согласно правилам русского языка, достаточно упомянуть в строке запроса ключевые детали. Проблема с принтером? Назовите модель. Глючит программа? Впишите её название и, желательно, текст ошибки. Жмите кнопку «искать» и смело выбирайте из списка самые интересные на ваш взгляд находки, в большинстве случаев решение отыщется на первой же страничке. Объясняется этот феномен просто: армия пользователей Linux насчитывает десятки, если не сотни миллионов человек, и вряд ли вы первый, кто столкнулся с проблемой. Если прямой поиск ничего не даёт, переходите ко второму этапу. Вам понадобится IRC-клиент — программа, с помощью которой можно участвовать в чатах. Многие интернет-пейджеры поддерживают IRC (автор этих строк симпатизирует Pidgin, но сгодится и Kopete), плюс в вашем дистрибутиве обязательно отыщется несколько специализированных IRC-утилит вроде XChat. Запустите IRC-клиента и определитесь с тем, куда вам лучше всего обратиться. Если вопрос касается системы в целом — вероятно, лучшим выбором будет канал, в котором общаются пользователи вашего дистрибутива. Отдельной программы — канал для её пользователей или разработчиков. На сайте каждой программы найдётся список официальных IRC-каналов, в которых можно отыскать единомышленников. Вообще же линуксоиды подвержены моде общаться на сервере freenode.net — так что можно попытаться подключиться к нему и вписать имя канала наугад. Теперь терпеливо и — ключевое слово! — вежливо опишите проблему и попросите совета. Помните, что люди, присутствующие в канале, ничем вам не обязаны, в данный момент, возможно, заняты своими делами, и скорее всего не проходили психотренинг по обращению с начинающими пользователями ;-) Будьте благоразумны — и вам непременно воздастся: вовремя данный совет «старших товарищей» поможет сэкономить уйму времени. Если удача не улыбнулась и здесь, наступает черёд форумов и почтовых конференций. Базовые правила те же: формулируйте проблему чётко, предоставьте максимум сопутствующей информации (и будьте готовы дополнить её по просьбе участников дискуссии) и — вежливость и терпение! Кстати, не стоит бояться иностранных языков. Просто предупредите, что вы владеете родным для форумчан языком недостаточно хорошо и опишите проблему как сможете (в крайнем случае даже воспользуйтесь переводчиком — google.translate.com). Технические термины интернациональны и скорее всего вас поймут, поймёте и вы. Перекладывая свою проблему на чужие плечи имейте в виду, что отношение опытных пользователей к новичкам, ленящимся провести собственные изыскания (см. пункт первый!), бывает негативным. Несколько простых вопросов вряд ли скажутся на вашей репутации среди форумчан, но человек, генерирующий десятки постов по проблемам, которые легко решаются с помощью поисковика, может дискредитировать себя — и послания его будут значительным числом участников попросту игнорироваться. Таков вкратце перечень первых действий, которые стоит предпринять начинающему пользователю Linux, столкнувшемуся с необъяснимым поведением системы. Но, конечно, список мест, где можно попросить и получить помощь сообщества этим не ограничивается. Помимо домашних страничек и блогов, форумов, конференций и чатов есть масса полезных уголков Сети — и с каждым днём их список пополняется. Базы данных, хранящие описания типовых ошибок (загляните на сайт проекта Wine), группы в социальных сетях (привет вконтактовцам!) и USENET, параллельная вселенная сайтов-сателлитов, посвящённых самодельному контенту (скинам, иконкам, звукам, заготовкам документов и пр.). Одного только браузера для разбора этого богатства конечно же не хватит. Понадобятся пейджеры, почтовые клиенты, RSS-читалки, микроблоги и виджеты. Представляете, какова совокупная мощь этой воображаемой махины коллективного сознания? Так почему бы не свести под одной «крышей» все инструменты, с помощью которых можно получить помощь, и облегчить пользователю жизнь? Сегодня уже невозможно утверждать, кому первому пришла в голову эта идея, зато доподлинно известно, кто первым предложил её осуществить, сформулировал постулаты будущего проекта и занялся его координацией. Первопроходцем стал немец Франк Карлишек (Frank Karlitschek), ещё в 2008 году позвавший линуксоидов на строительство социального рабочего стола Social Desktop. Представьте себе десктоп, объединивший обычные функции управления/оформления окнами с лёгким доступом к онлайновым сообществам. На таком рабочем столе пользователь найдёт виджет (маленькое окошко) для общения с другими пользователями данного дистрибутива, говорящими на родном для новичка языке. Здесь можно отобразить адреса и даты ближайших оффлайновых встреч пользовательских групп. Запустив какую-то программу, новичок увидит других пользователей, работающих в данный момент с ней же и, возможно, готовых обсудить неясные моменты. На рабочем столе отыщется список линуксоидов, готовых «живьём» (предоставив удалённый доступ к своему экрану) продемонстрировать как решается та или иная стандартная задача. Что касается технической стороны, то Карлишек и его единомышленники решили не изобретать велосипед и воспользоваться общепринятыми открытыми стандартами и механизмами, а-ля XML: основанный на них программный интерфейс позволит легко интегрировать социальные функции в любое новое или уже существующее приложение. В качестве же испытательного полигона избрана графическая среда KDE. Оценить первые результаты можно будет уже в следующей версии этого популярного пакета, 4.3, которая включит в себя набор социальных плазмоидов. В KDE 4.4, по плану разработчиков, социальные функции проникнут и в стандартные приложения. По мнению Карлишека, «социализация» рабочего стола в Linux поможет свободной операционной системе начать новую эпоху. Не секрет, что многие начинающие пользователи отворачиваются от Linux после первых же трудностей. Облегчив новичкам первые шаги, можно многократно увеличить сообщество линуксоидов. Что, в свою очередь, поспособствует решению массы других проблем — в частности, привлечёт новых разработчиков. Пока же сторонники проекта Social Desktop приглашают всех желающих — писать социальные плазмоиды для KDE. P.S. В оформлении колонки использованы скриншоты KDE 4.2 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
материалов cайта ссылка на Knoppix.ru обязательна (c) Knoppix.ru 2003 - 12 |