- Knoppix - ДЛЯ ДЕЛА: ПРОФИ - Debian - ДЛЯ ДЕЛА: РОЛЛЫ - ArchLinux - ДЛЯ ДЕЛА: СОБЕРИ САМ - Gentoo - ДЛЯ ДЕЛА: ЛЁГКИЕ - TinyMe - ЗАЩИТА - Openwall - МУЛЬТИМЕДИЯ - Planet CCRMA - ПРИЛОЖЕНИЯ - OpenDisc - ДЛЯ ЗАБАВЫ - Линукс Геймер - ЭКСПЕРИМЕНТ - коЛинуксы - РОДНЯ - BSD-семейство - УСТАРЕВШИЕ - ASP Linux -
(2003 - 2011) ПИНГВИН В КАРМАНЕ |
За каждым большим программным продуктом обычно скрывается столь же большая и интересная история. Но если путь к славе таких программ как Microsoft Excel или Windows хорошо освещён прессой (не в последнюю очередь с подачи самих производителей, вкладывающих в раскрутку немалые деньги), на долю программного обеспечения, развиваемого на принципах open source, остаются в лучшем случае первые страницы специализированных сайтов. Между тем в биографии свободных программ есть на что посмотреть и чему удивиться. Взять хотя бы универсальную систему объёмной компьютерной графики и анимации Blender: пакет этот, речь о котором на нашем сайте шла совсем недавно (см. Сводку от 16 мая), обладает судьбой поистине удивительной и достойной целой книги. Впрочем, за неимением последней, давайте пока ограничимся парой абзацев :-) Корни Blender уходят в 1988-й год, когда в Голландии была основана анимационная студия NeoGeo. Благодаря необычному подходу к решаемым задачам - в студии не только делали графику, но и разрабатывали собственное программное обеспечение для этого - NeoGeo быстро вошла в число самых известных компаний своего класса в Европе. В один прекрасный момент (что пришёлся на 1995-й год) сооснователю NeoGeo Тону Розендалю (Ton Roosendaal) стало ясно, что старые программные инструменты превратились в тормоз, препятствующий дальнейшему росту, в результате чего было решено создать собственный комплексный пакет, достаточно гибкий и мощный, чтобы заменить все разрозненные наработки. Так родился Blender, первая версия которого для компьютеров Silicon Graphics была выпущена в 1996-м. Детище программистов NeoGeo получилось настолько интересным, что уже через пару лет Розендаль предпочёл обособить работы над Blender в отдельный проект: была создана компания NaN, принявшая на вооружение революционную для того времени концепцию бесплатного софта. Blender, представлявший из себя коммерческий продукт (все права на него принадлежали NaN), мог использоваться всеми желающими без выплаты единой копейки создателям. NaN надеялась заработать на другом - технической поддержке пользователей и прочих сопутствующих сервисах. Идея работала замечательно вплоть до 2001-го года, когда крах дот-ком бума и последовавший за этим глобальный экономический кризис поставили NaN на грань выживания. Работы над Blender были заморожены и перспектива виделась только одна - скорая и неминуемая смерть. Но Розендаль не дал проекту умереть. В марте 2002-го Тон основал некоммерческую организацию Blender Foundation, главной задачей которой стало дальнейшее развитие и маркетинг Blender - но уже в качестве свободного программного продукта. Права на Blender всё ещё принадлежали NaN, поэтому, чтобы опубликовать его под лицензией GNU GPL, Розендаль запустил кампанию по сбору пожертвований "Свободный Blender" (Free Blender): в рамках её планировалось собрать 100 тысяч евро, которые были необходимы для выкупа прав на продукт у его владельца. Кампания стартовала в июле, а уже через семь недель необходимая сумма была собрана - и в начале октября прошлого года исходный код Blender был открыт. Так была дана вторая жизнь замечательному программному продукту. Развитие Blender продолжается и сегодня: лидирующую роль в этом процессе играет всё та же Blender Foundation, а помощь ей оказывают сотни тысяч добровольцев, для которых Blender стал основным рабочим инструментом. В настоящий момент готовится версия программы 2.28, одним из главных достоинств которой станет встроенный звуковой редактор, устраняющий необходимость в применении внешних приложений. Свежие релизы: - альфа-версия веб-браузера Jazilla-NG M1 (попытка создания полностью основанного на Java браузера, схожего по функциональности с Mozilla) Ваши комментарии, советы и ссылки приветствуются! Пишите: С операционной системой Linux энтузиасты проводят немало любопытных экспериментов. Но не чуждо творчество и серьёзным исследователям, для которых полная открытость свободной ОС, её универсальность и бесплатность – идеальные помощники. По всей видимости, именно на это ориентировались специалисты Нацонального суперкомпьютерного центра США (NCSA) и Университета Иллинойса, когда собирали суперкомпьютер из... игровых приставок Sony PlayStation 2. Творение компьютерных архитекторов и впрямь выглядит необычно и в чём-то даже игрушечно: весь числогрыз, вместивший 65 вычислительных узлов, уместился на одной массивной стойке. При этом здесь нет ни одной действительно специализированной "железяки": в качестве вычислительных узлов использованы обычные PS2, соединяет их скоростная сеть, собранная из свободно доступных на рынке компонент, а управляет всем хозяйством операционная система Linux – а, точнее, её вариант под названием Sony Linux. Зачем понадобился учёным такой эксперимент? Всё очень просто: по своей вычислительной мощности PS2 (стоящая, заметьте, всего 200 долларов) сопоставима с персоналкой на основе PIII-600, а два векторных графических процессора, содержащихся в ней, могут не только выводить информацию на экран, но и обсчитывать сложнейшие образы в оперативной памяти. Так что несерьёзные копмлектующие ничуть не мешает получившейся машине претендовать на звание настоящего суперкомпьютера для научного моделирования и визуализации данных с высоким разрешением. Создателям "игрушечного" числогрыза нет нужды врать любопытствующим зрителям о его производительности, но на то они и исследователи. Когда вопрос заходит о массовом рынке, где конкуренция столь остра, что зазевавшийся участник может быть выброшен за границу прибыльности в два счёта, так вот тогда, к сожалению, у некоторых рождается соблазн привлечь к своей продукции внимание способами нечестными. Попросту – соврать покупателям, назвав, к примеру, завышенную цифру скорости отображения графики... |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
материалов cайта ссылка на Knoppix.ru обязательна (c) Knoppix.ru 2003 - 12 |