- Knoppix - ДЛЯ ДЕЛА: ПРОФИ - Debian - ДЛЯ ДЕЛА: РОЛЛЫ - ArchLinux - ДЛЯ ДЕЛА: СОБЕРИ САМ - Gentoo - ДЛЯ ДЕЛА: ЛЁГКИЕ - TinyMe - ЗАЩИТА - Openwall - МУЛЬТИМЕДИЯ - Planet CCRMA - ПРИЛОЖЕНИЯ - OpenDisc - ДЛЯ ЗАБАВЫ - Линукс Геймер - ЭКСПЕРИМЕНТ - коЛинуксы - РОДНЯ - BSD-семейство - УСТАРЕВШИЕ - ASP Linux -
(2003 - 2011) ПИНГВИН В КАРМАНЕ |
Восемь лет назад мы с друзьями засматривались фильмом «Антитраст». Если вы пропустили эту ленту, не поленитесь, раскопайте её в архивах. «Антитраст» был первым продуктом массового кинематографа, эксплуатирующим тему свободного софта. Сюжет незамысловат: группа талантливых студентов, собравшись как полагается в американском гараже, работает над проектом универсального интернет-пейджера. Одновременно над той же задачей бьются лучшие умы гигантской корпорации NURV — эдакой империи зла, прозрачно срисованной с Microsoft. Естественно, NURV не успевает с релизом, так что в ход идут все средства, от симпатичной шпионки и больших денег до физического устранения конкурентов. Корпорация покупает одного студента, убивает другого и крадёт исходники. Концовка — типичный голливудский хэппи-энд: добро побеждает зло, а исходники пейджера передаются общественности. По ходу действия на экране мелькают Linux, GNOME, и некоторые известные в сообществе open source лица (Мигель де Иказа, в частности). Но предсказуемость сюжета с лихвой восполнялась его энергетикой. Тогда, в начале нулевых, после первого просмотра, я знал не одного человека, которому что называется снесло крышу — и несколько недель напролёт, с нерегулярными перерывами на сон и еду, забыв про аспирантуры и институты, мы поднимали свои дот-комы. И всё же не меньше впечатлила реакция большинства знакомых: большинство назвало фильм смешным, слащавым, далёким от реальности. В самом деле, возможно ли такое, чтобы группка недоучек с подручными средствами опередила компании, ворочающие миллиардами? Да ведь и на дворе уже не восьмидесятые, компьютерный рынок давно поделен, все хорошие идеи разобраны! Что ж, с тех памятных дней минуло ровно восемь лет. И тем приятней констатировать сегодня, что хорошо смеются те, кто тогда не смеялся. Как раз когда критики закапывали «Антитраст», в обычном американском вузе (ладно, пусть — хорошем вузе) учились ребята, которым предстояло на своей шкуре прочувствовать всё то, о чём повествовалось в фильме. Своими руками, на копеечном железе, под Линуксом, они творили историю. И к исходу первого десятилетия XXI века результатами их труда пользовались больше 500 миллионов человек. Это не выдумка и не преувеличение. Сухая статистика. Да, и кстати, по мотивам уже этого, настоящего проекта, тоже снят замечательный фильм, вышедший в прокат в ноябре.
А начиналось всё очень скромно. Наш герой — назовём его, скажем, Марк — родился в средней американской семье в 1984 году. Отец, дантист по профессии, увлекался программированием, так что именно отсюда, со школьной скамьи и популярного в те годы игрового Atari и BASIC'a и начинается компьютерная карьера Марка. Оценив способности отпрыска, ему даже наняли преподавателя и оплатили курс информатики. Впрочем, парень рос одарённым всесторонне: в списке его хобби числились фехтование, астрономия, древнегреческий. И вплоть до университета компьютерам в его жизни суждено было оставаться лишь одним из увлечений. Первый «звоночек» прозвенел накануне поступления в вуз. В 2002 году он пишет MP3-проигрыватель Synapse (хелло, «Антитраст»!), способный классифицировать музыкальные предпочтения своего пользователя и автоматически подбирать музыку, которая ему понравится. Проект оказался настолько успешным, что его, вместе с автором, даже пытались приобрести гранды Интернет-бизнеса (Microsoft и AOL). И вот здесь проявляется бунтарская натура Марка. Вместо многообещающей вакансии софтостроителя, он поступает в Гарвард и выбирает специализацией психологию, информатику же берёт дополнительным предметом. К этому моменту Марк уже хакер по призванию, что включает в себя и его программерские способности, и признание идеи, что обнажение слабостей информационных систем идёт им на пользу. Чуть позднее наш герой прославится своими хакафонами — ночными хакерскими «забегами», в ходе которых штурмуются интересные задачи. Пока же, действуя интереса ради, он создаёт Facemash.com — университетскую версию популярного в те годы веб-проекта «Hot or Not». Идея та же: две случайных фотографии фас, голосование в один клик и сборный рейтинг самых привлекательных участниц. Разница в том, что, во-первых, все снимки были извлечены Марком с университетских серверов без согласия и ведома их владельцев, а во-вторых, невольными участниками и забавляющимися посетителями были только обитатели того же университетского городка.
Facemash проработал несколько суток и принёс автору вместе со скандальной славой немало неприятностей, включая обвинение в несанкционированном проникновении. Однако Марк вынес из этой истории главное — он понял, что бешеный успех проекта был обусловлен простым фактом: посетители сайта знали друг друга, знали людей, за которых голосуют. Это случилось осенью 2003-го, а уже в феврале нового года Марк запустил свой главный проект. Помня о том, сколь волшебно привлекательной оказалась «местечковость» Facemash, он расширил идею и за несколько недель кодинга собственноручно соорудил основание для университетской сети друзей (десять тысяч строк кода, плюс-минус). Фотографии, увлечения, посещаемые предметы, симпатии — каждый посетитель сайта мог поведать о себе всё, что пожелает, а ключиком к сердцам была всё та же локальность проекта: большинство его участников знали друг друга лично, пересекаясь в университетских коридорах. Марк не был первым, к тому моменту миром социальных сетей уже правили Friendster и MySpace. Но его ставка оказалась верной: всего через месяц половина студенческого состава универа зарегистрировалась на сайте Марка. Вуз за вузом, школа за школой, проект двигался к успеху. Летом того же года была образована компания и найден первый инвестор (Питер Тиль, сооснователь PayPal). В 2007-м опубликован программный интерфейс, позволяющий сторонним разработчикам писать социальные сервисы, обращающиеся к ресурсам главного проекта. А через пять лет с момента основания проект Марка стал самой популярной социальной сетью планеты — и остаётся ею по сей день.
Такова краткая история Facebook.com и её создателя, Марка Цукерберга (отечественный «Вконтакт» - бледная копия). По следам этих событий, на основании бесед с другом Марка и протоколов судебных процессов, устроенных опоздавшими к раздаче, была написана книга («The Accidental Billionaires», Ben Mezrich). А уже по мотивам книги снят потрясающий фильм «Социальная сеть» (и — да, если вы не успели к премьере, смотреть обязательно! Прямо сейчас!). Но здесь хотелось бы отметить ту роль, которую сыграло в судьбе Facebook свободное программное обеспечение. К сожалению, сам Марк мало рассказывает о подноготной проекта, но из слов его друга Эдуардо Саверина следует, что бизнес был построен буквально на пустом месте. Пока одни смеются («Что можно сделать с тридцатью тысячами? - Поставить на красное»), другие творят историю. Воспользовавшись Linux и свободными инструментами для неё (оригинальный код проекта писался в Emacs, первые серверы работали на связке Linux + Apache + MySQL + PHP/Perl), Цукерберг с друзьями смогли запустить проект на капитале в одну (ОДНУ!) тысячу долларов. Им не пришлось платить за программы — только за железо, так что каждый сервер стоил всего 85 долларов. Позднее, благодаря Facebook, Цукерберг стал самым молодым миллиардёром, сместив с этого поста Билла Гейтса. А теперь давайте вернёмся к началу. Итак, на дворе год две тысячи десятый. Корпорации как всегда сильны, все хорошие идеи разобраны, тридцать тысяч до сих пор не деньги.. или.. гм.. постойте.. ;-) P.S. Иллюстрациями к сегодняшней заметке послужили кадры из фильмов "Антитраст" и "Социальная сеть", фото самого Марка Цукерберга. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
материалов cайта ссылка на Knoppix.ru обязательна (c) Knoppix.ru 2003 - 16 |