- Knoppix - ДЛЯ ДЕЛА: ПРОФИ - Debian - ДЛЯ ДЕЛА: РОЛЛЫ - ArchLinux - ДЛЯ ДЕЛА: СОБЕРИ САМ - Gentoo - ДЛЯ ДЕЛА: ЛЁГКИЕ - TinyMe - ЗАЩИТА - Openwall - МУЛЬТИМЕДИЯ - Planet CCRMA - ПРИЛОЖЕНИЯ - OpenDisc - ДЛЯ ЗАБАВЫ - Линукс Геймер - ЭКСПЕРИМЕНТ - коЛинуксы - РОДНЯ - BSD-семейство - УСТАРЕВШИЕ - ASP Linux -
(2003 - 2011) ПИНГВИН В КАРМАНЕ |
Начатый вчера рассказ о современных инструментах файлового обмена был бы неполным без упоминания о такой модной нынче штуке, как BitTorrent (см. bitconjurer.org/BitTorrent/). Впрочем, модная - ещё не значит популярная: о BitTorrent слышали многие, но лишь единицы сумеют объяснить что же это такое и как этим пользоваться - идея, положенная в основу программы, нетривиальна. Поэтому до настоящего момента круг её фанатов ограничивается технически подкованными англоязычными компьютерными пользователями. Но программа безусловно стоит того, чтобы стать по-настоящему популярной. Впрочем, довольно общих слов. Представьте себе следующую ситуацию: у вас есть некий большой по объёму файл, который вам необходимо передать, скажем, тысяче человек. Как вы это сделаете? Выложить файл на собственный сервер и дать ссылку будет традиционным, но отнюдь не самым лучшим решением в случае, если объёмы действительно велики. Один-два мегабайта ещё куда ни шло, но когда счёт идёт на гигабайты (столько "весят", к примеру, дистрибутивы Linux) централизованная дистрибуция со своего сервера - а это именно то, чем вы занимаетесь - может влететь в копеечку. Ведь исходящий трафик обычно стоит дорого. Для решения этой проблемы и придумали BitTorrent. Идея, положенная в основу программы, частично уже эксплуатируется в других файлообменных сетях: создатели BitTorrent предложили каждому клиенту, который выкачивает файл с центрального сервера, помочь в его распространении - отдавая по мере возможности кусочки этого файла новым клиентам. Конечно, в первый момент, когда столь нужный всем файл есть только на вашем сервере, ситуация ничем не отличается от централизованного варианта: клиент, начавший скачку этого файла, будет тянуть информацию только от вас. Но уже второй клиент сможет использовать сразу два информационных потока: от вашего сервера и от первого клиента. В BitTorrent такая взаимопомощь является обязательным условием: если выкачиваете вы, то будут выкачивать и у вас. Результат - сравнительно высокие скорости (поскольку каждый клиент подсоединён к множеству источников, он сможет получить файл быстрее, чем если бы качал его с одного сервера), большая надёжность и возможность обслужить бесконечно большое число клиентов: ведь чем выше спрос на какой-то файл, тем больше узлов будет вовлечено в его дистрибуцию. Естественно, что код программы открыт (под свободной лицензией института MIT). Хорошим отправным пунктом для путешествия по миру BitTorrent может стать страничка некоего Смайлера (см. smiler.no-ip.org/BT/BTlinks.php), на которой собраны ссылки на множество интересных BitTorrent-ресурсов. Транслируемые через BitTorrent-каналы дистрибутивы Linux, коих нынче развелось видимо-невидимо, ещё совсем недавно были весьма немногочисленны. А десять лет назад, когда Linux только готовилась к релизу 1.0 (конечно, система существовала и до того, но была нестабильна), их и вовсе можно было пересчитать по пальцам. И каждый, достаточно упорный энтузиаст, мог рассчитывать на мировой успех, выпуская в свет собранный собственными руками пакет Linux-приложений. Именно так поступил и мало кому тогда известный американский студент Патрик Волкердинг. Большой любитель пива - именно пиво и пивоварение в домашних условиях было его главным увлечением - он использовал Интернет для общения с единомышленниками в news-конференциях, фанател от группы Grateful Dead и шлялся за ними по Штатам на своём стареньком авто в свободное от учёбы время, и даже немножко играл на гитаре сам. Когда произошло его столкновение с Linux, неизвестно, но, экспериментируя с молодой ещё свободной ОС, Патрик к июлю 1993-го собрал собственный дистрибутив и выложил его на FTP-сервер забавы ради. Своё творение он назвал Slackware (см. Slackware.com; точного русского перевода не существует, но составить представление можно по переводу слова "slack" - "расхлябанный, небрежный") - в шутку, чтобы никто не вздумал принимать эту попытку всерьёз. Год спустя поделка Патрика стала одним из самых популярных Linux-дистрибутивов мира. А вчера отпраздновала десятилетний юбилей. Slackware 1.0 был основан на ядре Linux серии 0.99 и включал в себя, помимо базовых утилит и инструментов разработчика, оконную систему X Window (X Free 86 версии 1.3). Любопытствующие могут обратиться за подробностями к историческому пресс-релизу (см. gus-br.linuxmag.com.br/artigos/17-jul-1993.html). Распространялся дистрибутив в виде отдельных пакетов, которые нужно было разместить на 3.5-дюймовых дискетах: 13 дискет базовой конфигурации и 11 дискет с X Window. Пользователь мог сам выбирать, какие из дискет ставить, какие игнорировать, благодаря чему имел возможность сэкономить и на плате за Интернет (ненужные компоненты можно было даже не выкачивать), и получить подогнанную под личные запросы систему. В дальнейшем Патрик последовательно развивал этот принцип (он остаётся неизменным и сегодня - в Slackware 9.0), благодаря чему, в конце концов, и добился мирового признания. Свежие релизы: - специальный драйвер для VESA 2.0-совместимых видеокарт, позволяющий менять разрешение и глубину цвета экрана на ходу: SuperVESA FrameBuffer Driver 0.9 beta 2 Вы всегда можете обратиться к этой заметке, воспользовавшись адресом knoppix.ru/180703.shtml Сегодняшние новости насыщены упоминаниями самых разных операционных систем: их обновлениями, патчами и подробностями борьбы за выживание. Так, к примеру, десятки сайтов упорно мусолят тему проигрыша ОС семейства Windows в Мюнхене. Но давайте не будем размениваться на мелочи вроде Windows, остановимся лучше на явлениях действительно масштабных. Что может быть более масштабным, чем Windows, самая популярная ОС в мире, работающая сегодня на полутора сотнях миллионов персональных компьютеров? В это сложно поверить, но, если доверять репортажу журналистов агентства CNN, такая штука действительно существует. И она непосредственно связана с миром открытых исходников. Это операционная система TRON, под управлением которой по некоторым оценкам работают свыше трёх миллиардов устройств на нашей планете! В Японии живёт и работает 51-летний учёный, посвятивший большую часть своей жизни компьютерам: Кен Сакамура (Ken Sakamura). Сегодня он работает в Токийском университете и получает типичное профессорское жалование примерно в 75 тысяч долларов ежегодно. Этого ему вполне хватает на жизнь, хотя если бы два десятка лет назад, выпуская своё детище в свет, Сакамура потребовал бы с его пользователей хотя бы один цент лицензионных отчислений, личное состояние его сегодня измерялось бы миллиардами долларов. Всё дело в том, что двадцать лет назад именно он разработал операционную систему реального времени для встраиваемых устройств под названием TRON - и к настоящему моменту она оккупировала 60% соответствующего рынка. TRON, исходные коды которой были и остаются открытыми, теоретически не предназначена для управления персональным компьютером. Это система для не совсем полноценных цифровых устройств, сердцем которых служат микроконтроллеры (специальные микропроцессоры с урезанной функциональностью) и маломощные микропроцессоры. Такие специализированные недокомпьютеры можно встретить в недрах автомобилей, станков, факс-аппаратов и тому подобной техники, заподозрить наличие компьютера в которой трудно. TRON впервые увидела свет в 1984 году, но уже пять лет спустя на неё набросились американские акулы бизнеса: под давлением империи Билла Гейтса, заручившейся поддержкой правительства США, активно развивавшаяся TRON, к тому времени уже готовившаяся выйти на рынок персоналок и попасть в школы и деловые учреждения Японии, была "приторможена" японским правительством, побоявшимся испортить торговые отношения со своим заокеанским партнёром. По словам Сакамуры, именно политическое решение стало причиной того, что TRON осталась уделом специалистов. Можно ли переломить ситуацию сейчас? Место главной open source-системы планеты для десктопов уже заняла Linux, поэтому вряд ли у TRON есть какое-то будущее. Но вот отдельные попытки совместить достоинства TRON (которая от рождения умеет работать в режиме реального времени - гарантируя непрерывное исполнение нужных задач) и Linux (которая даже в версии 2.6 будет ещё не готова к реалтайму) предпринимаются: так, весной нынешнего года компания MontaVista Software (та самая, что славится своей версией Linux для встраиваемых устройств) объявила о начале работ над встраиваемой ОС под названием T-Linux, которая будет совмещать свойства обеих ОСей. Результаты, правда, пока не афишируются. Вторым заметным событием в мире свободных операционных систем стало рождение проекта DragonFly BSD (dragonfly - стрекоза, которая избрана официальным символом новообразования). Это проект операционной системы на основе кода FreeBSD версии 4.x, по сути - логическое, независимое продолжение. Идеологи DragonFly BSD надеются за несколько лет создать то, что начали, но пока так и не довели до конца разработчики Linux и многочисленного BSD-семейства (FreeBSD, NetBSD, OpenBSD): имплантировать в свою ОСь удобный пользователю и функционально мощный механизм обновления, стандартизовать механизм расширения возможностей системы (так, чтобы её было легко приспособить для любых целей), а кроме того, выработать программные интерфейсы, которые будут гарантировать совместимость между собой всех версий системы по мере её развития. Как видите, цели очерчены туманно, но, в конце концов, все мы только выиграем от рождения ещё одного свободного проекта - ведь наработки для BSD сравнительно легко переносятся на Linux. Впрочем, на одних лишь ОСах свет клином не сошёлся. По мере того, как растёт напряжённость среди пользователей популярных файлообменных систем (вроде KaZaA) в связи с недавним обещанием Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (RIAA) притащить в суд тысячи рядовых юзеров, меняющихся нелицензионными копиями музыкальных композиций, популярная пресса уделяет всё большее внимание ранее малоизвестным инструментам для файлового обмена - гарантирующим, в отличие от таких попсовых вариантов, как KaZaA или Grokster, полную анонимность обменного процесса. Самое замечательное и, можно сказать, классическое решение здесь - свободная пиринговая (P2P) сеть Freenet, разработчики которой выпустили вчера новую версию клиентской программы (freenet 0.5.2). Если верить большинству владельцев обычных файлообменных сетей, утверждающих о невозможности идентифицировать их рядовых пользователей, просто нельзя, с Freenet ситуация иная: этот проект, родившийся в конце 90-х как научно-исследовательский, является фактически единственной серьёзной попыткой построить действительно анонимную, лишённую центрального сервера сеть. Благодаря механизму взаимодействия клиентов этой сети, при желании каждый из них может скрыть не только свою личность (IP-адрес), но и те действия, которые он выполняет: никто другой не сможет узнать, какие файлы скачивает или передаёт в сеть данный пользователь. Боязнь преследования со стороны звукоиздателей породила всплеск интереса к Freenet - и посещаемость официального её веб-представительства (www.freenetproject.org) в последние недели утроилась. Одновременно, благодаря новым пожертвованиям, стало возможным нанять на полный рабочий день профессионального программиста, который воплотил в жизнь немало задумок (а в планах - ещё больше). Теперь передача файлов через Freenet достигла тех же скоростей, что демонстрируют коммерческие аналоги вроде KaZaA, и, хоть установка и использование программного обеспечения для участия в этой сети по сей день требует определённых навыков и знаний, Freenet стоит попробовать каждому. В конце концов, чем больше в ней будет пользователей, тем более она будет насыщена контентом (музыкой, фильмами, фотографиями, текстами - а также своими сайтами, новостными каналами и прочим: Freenet представляет собой полноценную компьютерную сеть, по которой можно бродить как по Интернету). Подключайтесь! В очередном Совете дня читайте про эмуляторы Windows... |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
материалов cайта ссылка на Knoppix.ru обязательна (c) Knoppix.ru 2003 - 12 |