- Knoppix - ДЛЯ ДЕЛА: ПРОФИ - Debian - ДЛЯ ДЕЛА: РОЛЛЫ - ArchLinux - ДЛЯ ДЕЛА: СОБЕРИ САМ - Gentoo - ДЛЯ ДЕЛА: ЛЁГКИЕ - TinyMe - ЗАЩИТА - Openwall - МУЛЬТИМЕДИЯ - Planet CCRMA - ПРИЛОЖЕНИЯ - OpenDisc - ДЛЯ ЗАБАВЫ - Линукс Геймер - ЭКСПЕРИМЕНТ - коЛинуксы - РОДНЯ - BSD-семейство - УСТАРЕВШИЕ - ASP Linux -
(2003 - 2011) ПИНГВИН В КАРМАНЕ |
Одна из разработчиков свободного софта, Мишель Левескью, сделала попытку обозначить пять основных причин, по которым распространение Linux-систем среди обычных пользователей заметно тормозит [firstmonday.org/issues/issue9_4/levesque/index.html]. Первая причина - это неразвитость пользовательского интерфейса. И дело тут не в красивых иконках и полупрозрачных меню. Интерфейс должен быть интуитивно понятным (в пример автор приводит UI всем известной Mac OS X), чтобы пользователь уже после нескольких минут общения с компьютером понимал, как делать основные действия по управлению программами или созданию новых документов. Мишель подчёркивает, что даже наиболее популярная оболочка KDE не полностью отвечает данным требованиям. Причину автор видит в том, что созданием приложений занимаются в большинстве своём технари, для которых функциональность программы имеет основное значение. Необходимо привлекать опыт дизайнеров и психологов, чтобы создавать действительно простой и понятный интерфейс - своими силами здесь не обойтись. Вторая причина - отсутсвие (реже) или раздробленность (чаще) подробной документации. Мы-то знаем, что в Интернете огромная масса описаний и мануалов, но даже нам иногда трудно найти исчерпывающие ответы на свои вопросы. И поиск отнимает определённое время, что тоже не есть хорошо. От себя добавлю, что неплохим примером могут служить дистрибутивы Alt Linux (вы можете найти их на нашем сайте), которые по умолчанию сопровождаются подробным русскоязычным описанием и набором переведённых man-ов и HOWTO. Третья причина - слишком сильное увлечение свободных программистов добавлением новых возможностей в каждый отдельный свой продукт без согласования с другими разработчиками. Никто не спорит, что чем больше программа умеет - тем лучше, но основной принцип разработки, принятый в UNIX, при этом нарушается: программа должна быть небольшая и обязана чётко выполнять свою задачу, а взаимодействие с другими приложениями должно осуществляться централизованно через интерфейс системы. Несоблюдение данного базового принципа ведёт к монстроидальному распуханию программ (в лучшем случае) и потере качества совместной работы с другими приложениями (что уже хуже). Четвёртая причина - создание программ для программистов. Другими словами, каждый девелопер создаёт приложение, в котором удобно работать только ему. Он обладает определёнными знаниями и многие вещи ему кажутся очевидными. Но это совершенно не значит, что другим пользователям (тем более неопытным) подобные вещи будут так же очевидны, как и автору! Конечно, другой программист, обладая сходными знаниями, тоже будет понимать, что к чему. И работая с программами, созданными друг для друга, они искренне не понимают, что сложного находят обычные пользователи в их продуктах. Выход прост - необходимо иметь в запасе группу тестеров из непрограммерских кругов и чутко прислушиваться к их замечаниям. Пятая причина - почти религиозный фанатизм разработчиков свободного софта. Не секрет, что есть много закрытых программ для Windows, которые более удобны и функциональны, чем их аналоги в Linux. Но свободные разработчики, как правило, встречают в штыки все упоминания о закрытом софте, продолжая расписывать преимущества своих разработок только на том основании, что они - открытые. Не замечая преимуществ соперника ты делаешь себя слабее. Пора уже отбросить предрассудки и внимательней рассмотреть те достижения закрытых программ (а они безусловно есть), которые до настоящего времени привлекают на свою сторону множество пользователей. Перенимая (не копируя, а создавая подобное) всё лучшее от соперника и добавляя свои преимущества можно создать действительно конкурентноспособные программные продукты. Как указывает Мишель, часть из этих проблем решается простым изменением мышления программистов, другие же потребуют значительных усилий. Но в любом случае, если продолжать отмахиваться от реально существующей ситуации, то остаётся очень большой риск, что Linux никогда не станет действительно удобной и популярной операционной системой. Одним из самых удачных решений в области обработки графики в Linux является пакет GIMP. Она в миниатюре представляет почти тот идеал, о котором говорила Мишель: один общий интерфейс приложения управляет множеством отдельных небольших программ-плагинов, отвечающих за различные функции. Завтра (в пресс-релизе стоит уже завтрашнее число) вышла новая bugfix-версия этой удобной и мощной программы - GIMP 2.0.1 [www.gimp.org/index.html]. Впрочем, не смотря на несовпадение дней, скачать пакеты можно уже сегодня. Релиз GIMP 2.2 ожидается летом текущего года. Вы всегда можете обратиться к этой заметке, воспользовавшись адресом Linux.SU/140404.shtml
Да, Linux меняет своё лицо, превращаясь из свободного художника в респектабельного бизнесмена. Стереотип одинокого программиста, работающего в короткие часы досуга, уже безнадёжно устарел. Следующее поколение проектов с открытыми исходниками выполняет определенные задачи, которые ставятся рынком, и люди, работающие над их выполнением, получают вполне реальное финансирование - даже если код, который они пишут, остаётся свободным [www.internetnews.com/dev-news/article.php/3338411]. Да и сам принцип разработки "всем миром" постепенно уходит в прошлое. В действительности, сейчас так же, как и в коммерческой разработке программного обеспечения, основную массу кода пишут лишь несколько человек. При этом могут быть сотни людей, которые добавляют по одной строчке кода. Но они не делают погоды, их вклад в развитие программ зачастую сводится к обнаружению ошибок и указанию способов их исправления. Другими словами - бета-тестирование. Справедливости ради нужно сказать, что способ разработки "внутренними силами" компании не является повсеместным. Достаточно заглянуть на страницы SourceForge, где зарегистрировано более 800000 индивидуальных разработчиков, продвигающих около 80000 проектов. Но при этом начиная с середины 90-х годов прошлого века "внутренняя" модель разработки набирает всё большую популярность. Именно в то время крупные корпорации начали нанимать на работу свободных программистов. Поначалу девелоперам была предоставлена свобода в выборе приоритетных задач. Но со временем ситуация изменилась: компании-потребители стали более требовательны, т.к. их клиенты нуждаются в определенных функциях или приложениях, а по законам рынка клиент всегда прав и ему нужно дать то, в чём он нуждается, как можно скорее. Несомненно, Linux не сможет стать абсолютно таким же, как и закрытые разработки. Но приносить реальные деньги и при этом оставаться открытой системой, он вполне в состоянии. Компания Hewlett-Packard, например, объявила, что по итогам 2003 года получила прибыль в размере $2,5 млрд. на свободном программном обеспечении. Это говорит о том, что будущее Linux - в смешанной модели разработки. Будут оставаться сотни тысяч добровольных помощников, вносящих свои идеи в развитие крупных проектов, поддерживаемых финансово состоятельными компаниями. Такая модель начинает распространяться и на другие сферы нашей жизни. Например, пользователи amazon.com наполняют сайт полезным содержанием в виде рецензий, статей или новостных сообщений совершенно бесплатно [www.linuxworld.com/story/44092.htm?DE=1]. То, что к подобной модели может перейти весь мир софтостроения, можно догадаться по последним шагам разработчиков Windows, которые на прошлой неделе открыли часть исходников своей операционной системы. Безусловно, результаты этого шага не заставят себя долго ждать: как бы ни были сообразительны штатные программисты Microsoft, но свежий взгляд на код сторонних разработчиков позволит значительно усовершенствовать уже существующие наработки. Это не означает, что Microsoft когда-то откажется от закрытой модели, на которой это базируется. Но компания пробует учиться у альтернативных форм программного лицензирования и развития. [www.linuxworld.com/story/44469.htm]. Впрочем, пока мы ещё не совсем "обуржуились", посмотрим, что приготовило сегодня пользователям сообщество свободных разработчиков. На днях новая версия графической оболочки Gnome 2.6.0 стала доступна и для поклонников дистрибутива Slackware [dropline.net/gnome]. Проект Dropline позволяет значительно упростить инсталляцию новых пакетов в уже установленную операционную систему. Появилась первая бета-версия файлового менеджера Krusader 1.40-beta1 [krusader.sourceforge.net/home.php]. В дополнение к стандартным функциям, эта программа позволяет обрабатывать архивы, работать с ftp-серверами, синхронизировать каталоги, имеет встроенную поддержку монтирования файловых систем и многое другое. При всём своём удобстве, электронные книги ещё не скоро заменят привычные бумажные фолианты. С помощью новой версии домашнего библиотекаря Alexandria 0.1.1 [alexandria.rubyforge.org] вы можете привести в порядок весь свой книжный багаж. Но не забывайте, что при этом всё равно придётся потрудиться, чтобы аккуратно расставить все экземпляры книг по полкам, чтобы информация, сохранённая в Alexandria не оказалась бесполезной.
Вы всегда можете обратиться к этой заметке, воспользовавшись адресом Linux.SU/130404.shtml |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
материалов cайта ссылка на Knoppix.ru обязательна (c) Knoppix.ru 2003 - 12 |